21.10.2017 16:37
Культура

В Москве открылась выставка фотографий танцора Михаила Барышникова

В Новом Манеже показывают фотоувлечения Михаила Барышникова
Текст:  Жанна Васильева Александр Корольков
Российская газета - Федеральный выпуск: №239 (7405)
Впервые в Москве, в Новом Манеже, можно увидеть фотографии танца, сделанные выдающимся танцовщиком Михаилом Барышниковым, и уникальные работы известного фотографа 1930-х годов Илзе Бинг из его коллекции.
Читать на сайте RG.RU

Собственно, проект, привезенный в Россию нью-йоркской галерей "АБА" Анатолия Беккермана, так и называется "Михаил Барышников, из цикла "Танец". Эта выставка словно сделана по рецепту Джеффа Дайера, чью "неклассическую" историю фотографии "Самое время" недавно выпустило на русском издательство "Клаудберри".

Гран-при российского фестиваля кинокомедий получил фильм "Жили-были"

Джефф Дайер действует, на первый взгляд, абсолютно нелогично: он идет не от фотографа, не от направления, в которое тот "вписался" во время одного из зигзагов жизни, а от… мотива. Таким мотивом может быть лестница, может - скамейка, руки или даже - обыкновенная шляпа. Танцуя от "мотива", Дайер очень точно обнаруживает "избирательное родство" у мастеров, разделенных годами и странами и в то же время - демонстрирует неповторимость их фотографического почерка.

В случае фотографий Михаила Барышникова и Илзе Бинг избирательное родство искать не надо - оно стало отправным пунктом проекта и едва ли не отправной точкой увлечения Михаила Николаевича искусством фотографии. Встреча в пространстве одного зала огромных цветных фотографий танца, сделанных Барышниковым в 2010-х, и альбома небольших черно-белых снимков балета Джорджда Баланчина L’Errante ("Странствующая"), снятых Илзе Бинг в 1933 году, выглядит "неслучайной" хотя бы потому, что ей предшествовала встреча фотографа и хореографа, их дружба и дар Барышникову фотографического альбома 1933 года, обложка которого создана Павлом Челищевым.

Тени тут не легки и эфемерны, напротив - нависают грозно, словно в "Носферату"

К тому времени, когда в Нью-Йорке Барышников подружился с Илзе Бинг (1899-1998), той было под 80 и она переживала новый виток своей фотографической славы. Барышников же был премьером в труппе New York City Ballet и обладателем коллекции рисунков и эскизов, объединенных темой танца. Можно предположить, что он показывал Илзе Бинг любимые работы. Среди его первых приобретений в парижской галерее в 1975 году были карандашный портрет Дягилева, сделанный Жаком Кокто, и эскиз Кристиана Берара к балету "Моцартиана" Джорджа Баланчина… Одному из первых балетов, поставленных в 1933 году Баланчиным с Борисом Кохно для их свежеиспеченной балетной компании Les Ballets.

В Сочи объявили лауреатов первой кинопремии TransformNation Film Awards

Все это могло показаться туманным прошлым - только не для Илзе Бинг. Для нее 1930-е годы в Париже были счастливым временем молодости, взлета карьеры и сотрудничества, в том числе, с Баланчиным и Les Ballets. Снимать балет L’Errante ее пригласил Павел Челищев, который отвечал за костюмы, драматические эффекты и световое оформление спектакля. Перфекционист Челищев, чье фантастическое полотно "Феномены" сейчас украшает собрание Третьяковской галереи, которого Гертруда Стайн звала "новым Пикассо", поставил Илзе Бинг условие - снимать премьеру без дополнительного света. Он, конечно, знал ее фотографии танцовщиц Мулен Руж, которые она показывала на своей первой выставке в издательстве "Плеяды" в 1931. И был в курсе, что парижские галеристы выставляли ее работы вместе с фотографиями Брассая, Андре Кертеша, Ман Рэя, Картье-Брессона… Она была если не в первой десятке, то двадцатке - точно. По крайней мере ее работы были включены в нью-йоркскую выставку "Современная европейская фотография: 20 фотографов" в 1932.

Чиндяйкин: Любой артист обречен на сравнение

Ее снимки парижской версии балета L’Errante и сегодня впечатляют драматическим напряжением между холодноватым неоклассицизмом Баланчина и отчетливым сюрреалистическим привкусом, который внес в оформление спектакля Челищев. Героиня, которая встречает фигуры надежды, отчаяния и памяти, ведет диалог с тенями возлюбленных и сама временами похожа на тень. Тени тут не легки и эфемерны, напротив - нависают грозно, словно в "Носферату". Отношения человека, предмета и тени - этот сюжет, вдохновлявший и немецких романтиков, и парижских творцов сюрреалистических фотограмм, и русских конструктивистов, - у Бинг обретает кинематографическую стремительность, контрастность, неуловимость. Ключом к серии выглядит снимок нотных листов, белеющих на невидимых пюпитрах в темноте оркестровой ямы. Именно эту фотографию Челищев выбирает в качестве первой в этом альбоме, для которого создает обложку. Альбом фотографий явно был задуман как libre d’artiste - c лимитированным количеством фотоотпечатков. Взвихренное название горит как печать рока, все строится на контрасте, сломе.

В отличие от Илзе Бинг Михаил Барышников снимает не формулу постановки. Он снимает стихию - цвета, движения, страсти, взаимного притяжения танцоров. Карнавалы и кафе, сцена и клубы, профессионалы и старики, танцующие на вечеринке, - все растворяются в вихре движения. Движение становится способом видения, танец - возможностью почувствовать неуловимую, подвижную стихию человека. Что-то вроде вечного двигателя, или почти вечного, но втиснутого в земную оболочку. Танец увлекает тело и душу в странствие. Порой - в предел вневременной. И в этом его работы неожиданно перекликаются со сдержанной экспрессией альбома Илзе Бинг.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Выставка "Михаил Барышников, из цикла "Танец"
Фотография