25.10.2017 20:27
Экономика

На Урале тяжелый женский труд взяли на себя роботы и мигранты

Что в наши дни заставляет женщин заниматься тяжелым и опасным трудом?
Текст:  Елена Мационг ( Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №242 (7408)
Разговорилась с женщиной-водителем такси. Спрашиваю, не тяжело ли целый день за рулем? Она в ответ: "На педали-то нажимать тяжело?! Я до этого работала штукатуром-маляром, вот там все здоровье угробила. Заработала астму, артрит, артроз…". Казалось бы, времена, когда женщины укладывали рельсы и возили тачки с углем, остались лишь на фотографиях эпохи СССР, но на самом деле это далеко не так.
Читать на сайте RG.RU

Тягловая сила

Как отмечает начальник отдела страхования профессиональных рисков регионального отделения Фонда социального страхования Александр Голышев, по данным за последние пять лет треть пострадавших на производстве в Свердловской области - женщины. Если брать тяжелые травмы, то каждый пятый случай приходится на долю слабого пола. И каждая десятая гибель на производстве.

На Урале назвали основные причины профзаболеваний

Формально тяжелый и опасный женский труд в России запрещен. Как отмечают в Госинспекции труда Свердловской области, с 2000 года существует законодательно утвержденный список из 456 профессий, на которых женщин задействовать нельзя: связанные с большими физическими нагрузками, риском, выполнением работ в труднодоступных, замкнутых пространствах. Женщина при всем желании не сможет устроиться, например, заливщиком металла, землекопом, вальщиком леса, машинистом экскаватора или шахтером. Ну разве что если государственная экспертиза подтвердит, что условия труда на этих рабочих местах абсолютно безопасны. Главный аргумент - эти профессии негативно влияют на репродуктивную функцию женщин. Ко всему прочему исходя из физиологических особенностей у женщин быстрота реакции может оказаться недостаточной, где-то не хватит физических сил и т. д. Не учитывать это нельзя.

Как отмечают специалисты трудинспекции, уже 36 лет как в стране неизменны нормы предельных нагрузок для женщин при подъеме тяжестей вручную. Так, максимально допустимая масса переносимого ими груза не может превышать 10 килограммов, да и то при чередовании с другой работой, до двух раз в час. Предельная норма разового подъема тяжестей - 15 килограммов.

Но, хотя все эти нормы утверждены, нет гарантии, что женский труд будет исключительно безопасным: по специальностям не из списка работай, сколько хочешь, будь это горячий цех или вредное химическое производство.

Профессиональная деформация

Между тем данные анализа фонда соцстраха говорят о том, что на долю женщин в Свердловской области приходится 17 процентов от общего числа профессиональных заболеваний, впервые выявленных за последние пять лет. Больше всего женщин с профпатологиями работает на предприятиях, связанных с производством неметаллической минеральной продукции - 31,7 процента, в том числе на производстве огнеупорных изделий - 20,1. В сфере добычи полезных ископаемых каждая пятая работница (19,3 процента) имеет профессиональные патологии.

В моногородах выбор вакансий невелик: "в артистки" не пойдешь при всем желании

Проверка условий труда, как отмечают в инспекции, проводится для всех категорий работников, без учета гендерного фактора. Получается, о том, насколько вредно то или иное производство для здоровья женщин, судить можно лишь по факту - по числу уже приобретенных профзаболеваний.

Заработали только болезни

Что заставляет женщин калечить свое здоровье и идти не в детсад или на сцену, а на металлургические предприятия, стройки, химические производства?

- Во-первых, зарплата на вредных производствах, как правило, на 20-30 процентов выше, чем в среднем по муниципалитету. К тому же здесь работникам положен пакет социальных льгот: дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, усиленное питание, санаторно-курортное лечение, - говорит ведущий научный сотрудник Института экономики УрО РАН демограф Борис Павлов. - Во-вторых, в моногородах выбор вакансий невелик: "в артистки" не пойдешь при всем желании. Ну а о том, как такой труд скажется на здоровье, задумываются уже запоздало, когда здоровье потеряют.

"Мужские" и "женские" профессии стали меняться местами

Еще одна причина, по мнению Бориса Павлова, ситуация на рынке труда: женщинам вообще сложнее, чем мужчинам, найти работу. Данные исследований по УрФО говорят о том, что среди соискателей доля женщин составляет 65 процентов.

- Однажды на Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге намеревались закрыть участок с вредным производством, где работали женщины, - рассказывает Борис Павлов. - Так они готовы были устроить массовую акцию протеста, так как теряли заработок, который несли в семью. Было это еще в 90-е годы, но на многих предприятиях ситуация принципиально не изменилась и сегодня.

Хватит останавливать коней

Больше всего тяжелых несчастных случаев на предприятиях Среднего Урала, по данным Фонда соцстраха, за последние пять лет произошло с женщинами из-за воздействия движущихся и разлетающихся предметов и деталей (20,4 процента), падения самих работниц (19,4), ДТП - (18), падения, обрушения предметов и материалов (17,8).

- Показательная примета времени - на значительной части вредных и тяжелых работ женщин за последние годы заменили мигранты, - отмечает Борис Павлов. - Теперь женщины все реже работают штукатурами-малярами, особенно на внешней, самой тяжелой и опасной, отделке зданий. Уже почти не увидишь женщин, разравнивающих асфальт перед катком, даже дворниками в уральских городах в основном работают приезжие мужчины.

Социологи: Кадровые агентства вышли из доверия россиян

По словам экспертов, серьезные изменения произошли и на промышленных предприятиях, например, рутинный женский труд после модернизации производства выполняют роботы. Впрочем, по статистике, в России на десять тысяч работников приходится всего три робота, тогда как в Корее -531, в Японии - 305. Так что на должности, связанные с монотонным трудом, у нас по-прежнему требуется слабый пол.

- Женщины должны рожать, а не вкалывать, - убежден Борис Павлов. - Женщина-добытчица в современных условиях - это анахронизм, мы уже давным-давно ушли от модели мобилизационной экономики. Нельзя учитывать только прямой вклад, который вносит женщина, работая на вредных производствах. Из него неизбежно нужно вычесть затраты на выплаты по больничным листам, инвалидности, связанные с ранним выходом на пенсию, а также издержки, которые возникают из-за того, что женщина мало времени проводит с семьей, детьми. Если все эти составляющие положить на чаши весов, выяснится, что в конечном счете для экономики страны куда выгоднее, если женщина будет заниматься семьей, исправлять демографическую ситуацию, а не "останавливать коней" и входить в горячие цеха.

Охрана труда Занятость Свердловская область Урал и Западная Сибирь