25.10.2017 19:19
Экономика

В отрезанное от "большой земли" уральское село проложили дорогу

Огромные бюджетные вложения в дорогу до небольших отдаленных сел можно сделать эффективными
Текст:  Светлана Добрынина (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №242 (7408)
Серебрянка получила долгожданную дорогу. "Дешевле было бы всех переселить", - заявили некоторые эксперты, когда прошлой зимой свердловские власти назвали стоимость реконструкции грунтовки, ведущей в это отдаленное село. 250 миллионов рублей было выделено из бюджета и резервных фондов на приведение в "проезжее" состояние 60 километров лесной трассы, соединяющей с "большой землей" три населенных пункта, где проживают в общей сложности немногим более тысячи человек. Почти по четыре миллиона на каждый километр дороги, упирающейся в конечном счете в таежный тупик. Проект не только очень затратный, но и неэффективный с экономической точки зрения.
Читать на сайте RG.RU

Деньги в землю

Но об экономических аспектах не особо задумывались, поскольку Серебрянка с декабря прошлого года стала объектом знаковым. Напомним, по-крупному вложиться в ремонт разбитой грунтовки властям региона пришлось после того, как на пресс-конференции президента России прозвучала информация о транспортной блокаде этого и еще двух сел из-за негодного состояния единственной дороги и глава государства распорядился привести ее в порядок ("РГ" рассказывала об этом в материале "Застряли в колее", "Экономика Уральского округа" от 26 января 2017 года). Поначалу специалисты регионального минтранса оценили предстоящие работы в 70 миллионов рублей, но после тщательного обследования смета выросла более чем вчетверо.

В отдаленном уральском поселке Серебрянка открыли пожарное депо

- Главное, чтобы эти деньги не были бездумно вбуханы в землю, а действительно привели к улучшению качества жизни людей и открыли перспективы развития территории, - считает депутат Государственной думы Андрей Альшевских, отслеживающий ситуацию с трассой уже несколько лет.

Для того чтобы понять, куда вложены сотни миллионов, мы отправились в Серебрянку за четыре дня до планируемой сдачи объекта, полагая, что он действительно готов к эксплуатации. Однако поездка по реконструированной грунтовке оказалась для машины небезопасной: ее то трясло на незакатанной щебенке, то подбрасывало на ямах и ухабах. "К финишу" наш черный седан прибыл пожелтевшим от грязи, к тому же чуть не потерял колпак от колеса. Правда, время путешествия заметно сократилось. Если раньше этот путь преодолевали за 2,5 часа, то теперь уложились в час с четвертью. Невольно задумались: будут ли разрезать красную ленточку, кто рискнет подписать акт приемки и по каким критериям оценивается готовность объекта?

Какие дороги построят в Свердловской области

Еще пару лет назад, когда жители Серебрянки обращались во все инстанции с жалобами на состояние дороги, которую, по выражению жительницы села Веры Симаковой, можно было "только в фильмах ужасов показывать", в ГИБДД заявляли, что для лесных грунтовок нормативов по глубине и размеру ям не существует. На самом деле они есть - просто не может не быть в стране, где едва ли не треть дорог не имеет асфальтового покрытия. Другое дело, что на их соблюдение контрольные органы не особо обращают внимание. Местная трасса, возможно, первая в стране грунтовка, которую решили привести в соответствие всем прописанным стандартам: построить водоотводы, прорыть кюветы, уложить дренажные подушки, прорубить лесополосу и даже установить дорожные знаки.

- Дорога непростая. Раньше она имела статус лесной: просто бревна были уложены, а поверх - укатанный грунт. Сейчас сделана насыпь из камней, порой она достигает двух метров над бывшим уровнем трассы. Но все равно в болотистых местах проседает и приходится заново завозить и укатывать гравий, - пояснил сложность и капиталоемкость ремонта глава областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Василий Старков.

Катать вам не укатать

Километр за километром мы ехали по территории непрерывной стройки. Такое количество дорожной техники редко встретишь даже на ремонтных участках федеральных трасс. Насчитали более двух с половиной десятков экскаваторов, катков, грейдеров, количество самосвалов, подвозящих щебень, - вне учета.

По срезу на обочине видно: дорожное полотно напоминает слоеный пирог из земли, каменных валунов, щебня и гравия. Все это не по разу уплотняется катками. Но полотно все равно местами то вспучивается, то проседает.

Дорога на Серебрянку, возможно, первая в стране грунтовка, которую решили привести в соответствие всем прописанным стандартам

- Я несколько раз в неделю езжу по делам по этой дороге и каждый раз вижу, как она преподносит все новые сюрпризы, - признался глава Серебрянской сельской администрации Сергей Сивков. - Только вчера участок вроде был нормальным, а сегодня уже осел в болото. Так что утюжить катками нашу грунтовку придется не один год, чтобы она устоялась.

В правительстве региона признают, что нынешние траты не последние. Пройдет зима, и вновь придется местами укреплять полотно, засыпать размытые ямы. По расчетам, на завершение всех работ и приведение дороги в нормативное состояние уйдет еще не менее двух лет. Контролирует качество ремонта заказчик - управление автодорог Свердловской области. Согласно заключенному контракту, после приемки объекта генподрядчик должен в течение пяти лет за свой счет проводить его гарантийный ремонт.

Сами жители Серебрянки состояние дороги сейчас оценивают как удовлетворительное. Но осторожны в прогнозах грядущего возрождения села. В настоящий момент здесь работают только социальные учреждения, несколько предпринимателей держат продуктовые магазины да паломнический центр, который пока пустует, констатирует Сергей Сивков. И мечтательно добавляет: вот если бы возродили проект 2014 года, три села смело могли бы считаться перспективными.

Навести мосты

С Сергеем Александровичем мы беседуем на живописном берегу реки Чусовой в селе Нижняя Ослянка. От прославившейся Серебрянки его отделяют десять километров вполне сносной грунтовки. В планы реконструкции эта дорога не входит. К тому же она в прямом смысле упирается в тупик. То есть в реку. На другом берегу тайга и через полтора десятка километров деревня уже другого региона - Пермского края.

После пресс-конференции Путина на Урале вспомнили про село без дорог

В 2014 году власти Нижнего Тагила и пермского города Лысьва продвигали проект восстановления прямого транспортного коридора между крупнейшим промышленным центром Свердловской области и Пермским краем. Дорога, по мнению глав муниципалитетов, должна укрепить межрегиональные связи и вдохнуть новую жизнь в отдаленные села, расположенные по Чусовой.

В основе проекта лежала идея возрождения существовавшего еще в XVIII веке Гороблагодатского тракта. Он соединял казенные заводы горного округа с Кунгуром. По нему отправлялись пушки, артиллерийский припас и металл для камских предприятий. Сейчас проторенный предками путь пригодился бы автомобилистам из северных районов Урала. Расстояние по нему от Нижнего Тагила до Перми (выход на Московский тракт) на 200 километров короче, чем по федеральной трассе, идущей через Екатеринбург. К тому же альтернативный маршрут сумел бы разгрузить основную дорогу, дал толчок развитию ближайших сел как в Свердловской области, так и в Пермском крае. Ведь известно, что вблизи магистралей активно развивается малый бизнес, успешно реализуются гостиничные и туристические проекты.

Строительство межрегиональной автодороги Нижний Тагил-Серебрянка-Кын-Кормовище-Березовка-Кунгур эксперты оценили в четыре миллиарда рублей. Речь, конечно, идет уже не о грунтовке, а о капитальной дороге с асфальтовым покрытием, предусматривается также строительство двух мостов через реки Серебряная и Чусовая.

По старинному Гороблагодатскому трактуот Нижнего Тагила до Перми на 200 километров ближе, чем по федеральной трассе, идущей через Екатеринбург

- Как ни удивительно, но в жизни эта дорога давно существует. Реку, конечно, переходим вброд, да и лесная лежневка с магистралью не сравнится, но зато через пару часов ты уже в Лысьве. В советское время местные жители оттуда эмалированную посуду коробами привозили, - вспоминает Сивков.

Три года назад пермяки и тагильчане договорились было о софинансировании проекта, почти ударили по рукам, но дело застопорилось. Дорога должна пройти по территории двух субъектов РФ, к тому же требуется строить мосты, поэтому без одобрения и помощи со стороны федерального центра не обойтись. Но на этом уровне лоббистов идеи не нашлось, а власти регионов посчитали тогда замысел слишком затратным.

Сейчас, в связи с серебрянской эпопеей, экономическая оценка потихоньку меняется. Напрямую о возрождении проекта межрегионального транспортного коридора никто не говорит. Но губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев уже публично заявил, что реанимированную грунтовку в течение ближайших четырех лет можно будет заасфальтировать. По примерным оценкам, на это потребуется полтора миллиарда рублей. Вкладываться в тупиковый вариант, когда существуют просчитанные перспективы, по меньшей мере, неразумно.

Бюджеты регионов Инфраструктура Свердловская область Урал и Западная Сибирь