28.12.2016 19:45
    Поделиться

    После пресс-конференции Путина на Урале вспомнили про село без дорог

    Незадолго до Нового года о селе Серебрянка, расположенном в лесах под Нижним Тагилом, узнала вся страна. На встрече с Владимиром Путиным один из журналистов задал главе государства вопрос: как выживать обитателям Серебрянки, если единственная дорога, ведущая в город, практически непроезжая, а к строительству новой обещают приступить только в 2018-м?

    - Зашевелились! Теперь закончится это безобразие, - радостным возгласом встретил нас первый же прохожий при въезде в занесенное снегом село. Местный житель Дмитрий Креницкий шел по своим делам с гружеными санками, но, заметив заезжих людей, не преминул поделиться радостью.

    - Повезло, что вы зимой к нам отправились. В другое время года, особенно если дождь зарядит, без внедорожника не добраться. Да и то есть риск застрять, - добавил Дмитрий.

    От Нижнего Тагила до Серебрянки около шестидесяти километров. Село на берегу одноименной реки (приток Чусовой) основано в 1755 году. Примерно в то же время сквозь уральскую тайгу проложена дорога, по которой к литейным заводам доставляли грузы. С тех пор трассу укатали, расширили. Но она так и осталась грунтовкой. Зимой по снегу до Серебрянки без особых приключений мы доехали часа за полтора. Правда, нашему водителю на некоторых участках приходилось снижать скорость до минимума и змейкой лавировать между ям, засыпанных щебнем.

    - Летом на дорогу по этим ухабам порой уходит часа четыре, бывает, на середине приходится разворачиваться или ждать попутного лесовоза, - рассказал проезжавший мимо водитель почтового внедорожника-"батона".

    По словам сельчан, буквально три дня назад в тридцатиградусный мороз здесь сломался катафалк, который вез в село на захоронение тело серебрянской бабушки. Траурную церемонию, запланированную на середину дня, удалось провести только ночью. И то после того как на поиски пропавшей машины отправились местные мужики и обнаружили замерзающий экипаж катафалка.

    Чиновники намекнули, что дешевле построить в городе дом и бесплатно переселить в него всех обитателей Серебрянки и окружающих сел

    - Не подоспей наши, водитель и сопровождающие точно бы погибли, - говорит Софья Перемыкина, жительница Серебрянки.

    Сельские активисты на следующий после президентской пресс-конференции день собрались в здании местной администрации. Грелись у голландки и ждали министра транспорта региона. О его прибытии прознал глава сельсовета Сергей Сивков, да и заезжие водители донесли: зимник с ночи активно чистят грейдерами - верный признак того, что дорожные службы готовятся к встрече больших чиновников.

    - Мы несколько лет добивались, чтобы власти обратили на нас внимание, - делится эмоциями Софья Перемыкина. - Помогли отчаяние и местные ребятишки. Один из школьников рассказал в соцсетях, что его родная Серебрянка в грязевой блокаде. Даже лесовозы тонут в ямах на дороге.

    Случилось это в октябре 2015 года. В самом селе Интернета нет, поэтому сигнал SOS ребенок послал, сумев выбраться в город к родне.

    - Наша машина неделю не могла проехать в город, чтоб закупить для сельского магазина продукты. Хорошо, что в селе есть небольшой склад, где был запас съестного дней на десять, - вспоминают серебрянцы.

    На крик о помощи откликнулись уральские общественники. Собрали продукты, на джипах и пожарных машинах поехали с гуманитарной миссией в Серебрянку. Не обратить внимание на критическую ситуацию в селе, находящемся в самом центре Свердловской области, уже не могли и региональные власти, и надзорные органы: начали разбираться, на чьем балансе дорога, кто отвечает за ее ремонт. Спор дошел до суда, который постановил: за состояние грунтовки несет ответственность Свердловскавтодор, сама дорога признана трассой регионального значения, то есть находится в ведении правительства области.

    Умирающей Серебрянку, несмотря на отдаленность от большой земли и отсутствие Всемирной сети, назвать никак нельзя. Производства, кроме лесозаготовок, в селе уже не осталось, но перспективы для предпринимательства, считают местные, есть. Рядом - река Чусовая, такая красотища кругом, что хоть туристический кластер создавай. Была бы дорога. К тому же вокруг Серебрянки еще пять сел (с населением 800 человек), где жизнь кипит. И главное - здесь все верят в светлое будущее. И в свои возможности. Когда чиновники только решали, что делать с проблемной грунтовкой, в Серебрянке создали народный дорожный фонд. Предложили всем сброситься на ремонт.

    - Никто не остался равнодушным. Деньги несли и многодетные, и старики, и заезжие рыбаки, - рассказывает добровольный казначей Роза Селеверстова.

    Собрали более 130 тысяч рублей и тут же пустили их в дело: на закупку солярки для машин, привозящих щебень, на оплату рабочим-чужакам.

    - Правда, многие наотрез отказывались брать. Ну а местные, понятно, работали бесплатно, - с гордостью говорит Роза Павловна и демонстрирует народное богатство.

    Остатки "дорожного фонда" - 24 тысячи рублей - до сих пор хранятся в сейфе сельского магазина. Там же - тетрадь с записями о том, кто делал взносы, и расписки о выданных деньгах.

    - В 2016 году на обновление участков, наиболее подверженных разрушению, выделены дополнительные средства, - пояснил "РГ" министр транспорта Свердловской области Василий Старков. - Проведена заготовка скального грунта, чтобы после схода снега будущей весной быстрее устранить размывы. Кроме того, мы приступили к разработке проекта реконструкции моста через реку Серебрянку.

    С министром мы встретились перед самым въездом в село у того самого моста. Чиновник, как и предполагали сельчане, после президентской пресс-конференции приехал в Серебрянку с инспекцией, а заодно и прояснить планы региональных властей по восстановлению скандальной грунтовки.

    Мост через речку действительно на ладан дышит, скрипит и качается, но при упоминании о его восстановлении деревенские только вздыхают. Дело в том, что рядом с переправой валяются горы бетонных плит, завезенных еще в 2009 году для возведения нового путепровода. В дно реки тогда даже забили железные сваи, они до сих пор торчат надо льдом. На проект и проведенные работы ушли, по народным данным, десятки миллионов рублей. А мост так и остался недостроенным…

    - Как бы ныне не произошло то же самое, - вздыхает Роза Селеверстова и просит на прощание: - Вы уж приезжайте к нам следующей весной. Проверите, выполнили ли власти обещания, да посмотрите, как из грязи выбьемся.

    Компетентно

    Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

    - Ситуация с дорогой на Серебрянку действительно тяжелая. Сложность в том, что загруженность этой трассы - 300 автомобилей в сутки, а протяженность - почти 50 километров. Полный ремонт обойдется в полтора миллиарда рублей. Эта сумма равна бюджету капремонта дорог всего региона. Поэтому мы выбрали другую тактику. Я дал поручение министру транспорта заняться отдельными участками, чтобы обеспечить доступность проезда. В нынешнем году на разравнивание полотна из бюджета направлено 11 миллионов рублей. В 2017-м будем заниматься самыми сложными участками. Но быстро все сделать не получится.

    Останемся на этой земле

    Как ни парадоксально, но организацию народного дорожного фонда некоторые региональные чиновники до сих пор считают не шагом отчаяния, а провокацией с целью дискредитировать областную власть, которая после кризисной осени 2015-го вложила немало средств в ремонт дороги и восстановила движение автобусов до Нижнего Тагила.

    Еще летом уральцы жаловались: несмотря на то что на их проблему обратили внимание, перспективы до сих пор туманны.

    - Во всех официальных ответах говорилось, что дорогу отремонтируют, но начало работ запланировано на 2018 год, а конец - на 2021-й. При личной встрече я спросил министра транспорта: может, стоит провести ремонт раньше? Ничего определенного министр ответить не смог, - поделился с жителями информацией активист движения "Тагил без ям" Антон Чапурин.

    А глава сельской администрации Сергей Сивков признался "РГ": чиновники намекнули, что дешевле построить в городе дом и бесплатно переселить в него всех обитателей Серебрянки и окружающих сел.

    - Хотите - стройте, а мы останемся на этой земле, - ответил Сивков. Большинство сельчан категоричный настрой главы поддержало.

    Поделиться