Играют смачно, жирными мазками, натуральность их неактерских лиц и самого их существования в предложенных Бардом обстоятельствах заставляет вспомнить благословенные времена неореализма, рожденного в Италии и здесь же безвременно почившего. Кинодеятели с тюрьмой Ребиббия побратались со времен фильма братьев Паоло и Витторио Тавиани "Цезарь должен умереть" 2012 года, где "Юлия Цезаря" того же Шекспира играли вчерашние грабители и убийцы, отбывающие в Ребиббии пожизненный срок.
Циники ухмыльнутся, но здесь нет ничего забавного: трагедии сломанных судеб снабдили шекспировские страсти той подлинностью, какой никогда не достигнут актеры - это подлинность уже не искусства, но жизни. Играли коряво, но их ярость и отчаяние были настоящими. Откланявшись на аплодисменты, актеры смывали грим и шли обратно в камеры. Возвращение Римского фестиваля к тюремному театру спустя пять лет - акт гуманизма, который целителен не только для искореженных душ заключенных, но и для общества, как никогда ясно увидевшего меру ценностей жизни и смерти, свободы и заточения, как реального, так и фигурального.
Прямая трансляция из тюрьмы, преобразованной в храм искусства, предварялась показом короткометражного фильма, название которого SalviAmo la faccia можно примерно перевести как "Спасаем лицо": картину сняли заключенные женского отделения той же Ребиббии.
Неожиданное сотрудничество фестиваля с пенитенциарным заведением продолжится включением тюремного кинотеатра "Мелограно" в число фестивальных площадок: на днях здесь пройдет показ классического музыкального фильма "Театральный фургон" Винсенте Миннелли, а в зале смотреть его будут заключенные женского отделения, студенты римских университетов и старшеклассники римских школ. Фестиваль еще раз напоминает о непреложном законе настоящего правосудия: тюрьмы существуют для лишения свободы, а не для унижения и уничтожения человеческих личностей.