Главный поставщик новостей в этом году - Группа ГАЗ, у которой новая техника появилась во всех сегментах. Дивизион "Легкие коммерческие и легковые автомобили" вывел бортовую "ГАЗель NEXT" полной массой 4,6 тонны. На шасси с новой рамой будут ставить более широкую бортовую платформу и другие надстройки отечественных бодибилдеров. На фургонах и микроавтобусах новой гаммы на 700 мм увеличена длина кузова, применяется задний мост с увеличенной полезной нагрузкой (2,62 тонны вместо прежних 1,5) и дисковые тормоза всех колес.
На платформе "ГАЗель NEXT 4,6" появятся бортовые автомобили с двухрядной кабиной, фургон объемом 15,5 кубометра, фургон-комби, микроавтобусы и шасси. Для заказчиков станут доступны экономичные дизельные двигатели Cummins и Volkswagen BiTurbo, а также газовые моторы ЯМЗ-534 CNG. Рынок ждал такие машины: прежде здесь доминировали иномарки.
В новый сегмент шагнул среднетоннажный "ГАЗон NEXT": он стал 10-тонным и получил 6-ступенчатую механическую коробку передач вместо прежних 8,7 тонны и 5-ступенчатой "механики". Грузоподъемность шасси выросла на тонну и достигла 5,9 тонны. Бортовой кузов шириной 2,55 метра позволяет размещать до 12 европаллет, а задняя пневмоподвеска - регулировать погрузочную высоту. Увеличение колесной базы на 635 мм равномернее распределило нагрузку на оси. В конструкцию внедрен моторный тормоз (ретардер), с которым торможение на крутых спусках стало эффективнее.
В 2018-2020 годах в Нижнем Новгороде начнется производство 12-тонного грузовика и 16-тонного седельного тягача "ГАЗон NEXT". Уже идет проникновение ГАЗ в нишу ЗИЛ. Для этого создано короткое шасси под коммунальные и дорожно-строительные надстройки. Расширилось предложение для экспортных рынков: появился праворульный Урал NEXT (6х6) для стран с левосторонним движением.
Дивизион "Грузовые автомобили" Группы ГАЗ создал платформу Mix Usage с кабиной NEXT для магистральных "Уралов" (6х4). Первыми в семействе стали 25-тонный самосвал с двигателем мощностью 330 л.с. и 422-сильный седельный тягач для автопоезда полной массой до 44 тонн. В этом же сегменте будут производить бескапотные "Урал-9593" (8х8). У новинок увеличенная грузоподъемность, рессорная подвеска с допустимой нагрузкой на тележку до 20 тонн, тросовый привод коробки передач. Емкость российского рынка дорожных грузовиков, где ранее "Урал" не был представлен, составляет около 20 тысяч единиц в год.
Переднего привода лишился и новый UAZ Cargo с одинарной и двухрядной кабиной, стандартной и широкой бортовой платформой на четыре и пять европаллет. Для корпоративных парков предлагается газовый транспорт, например Lada Vesta CNG.
Повышается грузоподъемность отечественных LCV. Так, полурамный пикап Lada 4x4, в зависимости от исполнения, перевозит 540 - 625 кило груза против 325 кило в обычном исполнении. Пикап на базе Lada Granta с изотермическим фургоном и холодильной установкой берет на борт 720 килограммов - в полтора раза больше, чем базовая версия.
Широкую линейку коммерческих автомобилей вывел на рынок VW Nutzfahrzeuge. В ней представлены автомобиль медицинской службы Caddy Maxi Ambulance, фургон для перевозки продуктов в особом температурном режиме Caddy Refrigerator, передвижная автомастерская Crafter 35 Mobile Service Unit, грузопассажирский Crafter 35 Snoeks. Свежий акцент получил пикап Amarok Extreme Offroader. Несколько профессий освоил и Transporter T6: от инкассаторского бронеавтомобиля Armoured до VIP-шаттла Caravelle Discovery.
Рынок РФ пополняют и новые иномарки, снижающие совокупную стоимость владения. Например, DAF Trucks Rus представил магистральный тягач XF480 FT Super Space Cab, продажи которого стартуют в начале 2018 года. Масса автомобиля уменьшена на 100 килограммов, а дизельный двигатель PACCAR MX-13 и автоматическая коробка передач TraXon снижают расход топлива на семь процентов. Водитель имеет возможность менять местами блоки управления, настраивать органы управления под себя и с помощью системы HVAC задавать приемлемый микроклимат.
В числе других премьер 2017 года: седельные тягачи КАМАЗ-5490 NEO и 54901 (4x2), шасси КАМАЗ-65208 (6x2) с подъемной задней осью, магистральные двух- и трехосные тягачи Scania NEXT Generation, шасси Isuzu Giga (6x4) полной массой 26-33 тонны, многофункциональный Unimog U529 (4х4). Новинками стали седельный тягач МАЗ-643029 (6х4) с усиленной задней подвеской, фургон Hyundai Mighty и Hyundai HD35 City, магистральный тягач Foton Auman EST A и развозной Aumark S. Под брендом Hino дебютировал самосвал 500-й серии с новой кабиной и двигателем Евро-5. Компания JAC презентовала преемника Porter - модель X200 полной массой 3500 килограммов и среднетоннажник 2018-го модельного года N120.
Группа ГАЗ разработала линейку автомобилей для работы и путешествий в труднопроходимой местности. Например, вездеход-амфибия "Соболь" с дорожным просветом 53 см, раздаточной коробкой с электронным управлением, системой регулирования давления воздуха в шинах, электрической лебедкой и системой откачки воды перевозит 10 пассажиров. Экспедиционный "Вепрь NEXT" на платформе ГАЗ-33088 "Садко" имеет шесть пассажирских мест и свободную часть кузова объемом 6 кубометров, которую можно дополнить креслами или превратить в грузовой отсек. Семиместный пикап "Вепрь NEXT" оборудован металлической бортовой платформой и подключаемым передним мостом. Появится грузовой "Урал NEXT" 4х4 с двойной кабиной и пассажирский универсал на том же шасси.
Целая россыпь новинок появилась в области пассажирского транспорта. И вновь здесь на острие прогресса Группа ГАЗ. Так, на базе цельнометаллического фургона создан 20-местный микроавтобус "ГАЗель NEXT" с автоматической коробкой передач французской фирмы Punch Powerglide. Передача крутящего момента без разрыва сделало движение более плавным. На платформе "ГАЗель NEXT" появился электробус с низким уровнем пола. Он построен по программе "Доступная среда" и рассчитан на перевозку 16-22 пассажиров, включая инвалидов-колясочников. Есть и электробус ГАЗ, разработанный на базе ЛИАЗ-5292 при участии МГТУ им. Баумана. При 27 посадочных местах он способен перевозить до 75 пассажиров.
В течение 2017 года линейку пассажирских лайнеров пополнили ПАЗ-3204 и Vector NEXT c автоматической коробкой передач, низкопольный Kursor Low Entry. Компактные автобусы на 15 процентов сокращают время прохождения маршрута. Актуальны сочлененные городские ЛИАЗ-621365. Появился и адаптированный к чемпионату мира по футболу 2018 года 51-местный туристический Cruise с системой ADAS. Она поддерживает заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля, контролирует движение в полосе по дорожной разметке, экстренно тормозит при опасном сближении с препятствием.
В следующем году на рынок выйдет несколько моделей электробусов, компактный Vector NEXT габаритной длиной 7,1 метра, девятиметровый междугородний Voyage New. На 2019 год запланирован старт производства Vector NEXT длиной 8,5-8,8 метра, городских автобусов класса Евро-6, междугороднего Voyage New длиной 11-13 метров. Зима 2018 года будет отмечена началом продаж автобусов малого класса на шасси Isuzu Elf 9.5 и созданным для междугородних и пригородных перевозок МАЗ-231185. Перевозчикам станут доступны междугородний Volgabus "Марафон" и городской полунизкопольный газомоторный "СитиРитм-10 CNG". Уже начат прием заказов на справивший недавно в Москве мировую премьеру туристический MAN Lion’s Coach.
Если суммировать инновации, то на выходе потребители получат расширение модельного ряда российских автобусов по вместимости, агрегатной базе и доступному дополнительному оборудованию. Производители предложат современный подвижной состав в новых сегментах, с увеличенной пассажировместимостью и сниженной стоимостью за счет совершенствования агрегатной базы и оптимизации конструкции. Развитие получат проект "Электробус" и модельный ряд автобусов, работающих на природном газе.