Такое решение может принять только Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ, а от него приказа на вывод не поступало. Более того, российское руководство не раз заявляло, что наши военные будут находиться в Сирии до полного уничтожения действующих там международных террористических группировок. Этой опасной работой российские военные занимаются уже два года, и результаты их работы заслуживают особого разговора.
ВКС начинают и выигрывают
Осенью 2015 года, когда Россия по просьбе сирийского правительства отправила туда свою авиа-группу, террористы ИГИЛ, "Джебхат ан-Нусры" (запрещены в РФ. - Прим. ред.) и примкнувших к ним отрядов так называемой умеренной оппозиции контролировали более 70 процентов территории страны. Сейчас ситуация в корне иная. Террористы хозяйничают менее чем на 5 процентах территории Сирии, и подконтрольные им зоны стремительно сокращаются. Это стало возможным благодаря тщательно спланированным воздушным ударам наших летчиков, прицельным ракетным атакам российских кораблей и подлодок, а также умелым действиям Сил специальных операций РФ.
Не стоит умалять и заслуги войск Асада - при поддержке и технической помощи России, в том числе наших военных советников, они сумели перехватить инициативу у террористов, повели успешное наступление.
Вот некоторые итоги сражений и ударов. От боевиков полностью освобождены крупнейший город Сирии Алеппо, памятник мировой культуры Пальмира, стратегические населенные пункты Шейх-Мескин и Эль-Карьятейн. Фактически завершена операция по уничтожению террористов в Дейр эз-Зоре. Обобщенные данные по Сирии недавно озвучил министр обороны РФ Сергей Шойгу. По его словам, за два года в результате действий российских ВКС там освобождено 998 городов и населенных пунктов.
Бьем по лагерям и базам
В Сирии наши военные имеют дело с хорошо обученной и вооруженной, умело управляемой и снабжаемой всем необходимым международной террористической сетью. Поэтому с первых дней шла охота на главарей боевиков, проводились операции по уничтожению их отрядов, инфраструктуры, каналов финансовой подпитки и материально-технического снабжения.
По данным Минобороны России, только за первую половину октября этого года удалось ликвидировать более трех десятков руководителей террористических группировок. В том числе начальника службы безопасности "ан-Нусры" Ахмада аль-Гизаи. Сообщалось также, что в результате атаки наших летчиков главарь этой группировки Абу Мухаммед аль-Джуляни получил множественные тяжелые осколочные ранения, лишился руки и находится в критическом состоянии. Ранее минобороны заявляло о возможной гибели лидера ИГИЛ Ибрагима Абу-Бакр аль-Багдади и уничтожении его ближайших помощников эмира Ракки Абу аль-Хаджи аль-Мысри и начальника службы безопасности ИГИЛ Сулеймана Аль-Шауаха.
Согласно подтвержденной по различным каналам информации, за два года операции в Сирии наши военные ликвидировали 948 тренировочных лагерей, 666 заводов и мастерских по производству боеприпасов, а также 1,5 тысячи единиц военной техники террористов. Счет их общих людских потерь идет на десятки тысяч.
И еще одна любопытная статистика. До 2015-го руководители ИГИЛ зарабатывали на продаже сирийской нефти около 3 млрд долларов в год. В отдельные периоды доходы от этого бизнеса достигали 10 млн в сутки. После того как наши военные уничтожили более 200 нефтяных и газовых мест добычи, 184 нефтеперерабатывающих завода, 126 станций перекачки топлива и около 4 тысяч бензовозов, финансовая подпитка террористов с территории Сирии фактически прекратилась.
Восток - дело тонкое
На нашей авиабазе в Хмеймиме уже много месяцев работает Российский центр по примирению враждующих сторон в Сирии. Его сотрудники в некотором смысле взяли на себя дипломатическую миссию: они заключают соглашения с полевыми командирами и жителями населенных пунктов об их неучастии в боевых действиях на стороне террористов.
Обстановка в Сирии долгие годы была таковой, что даже далеким от политики людям приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить собственные дома и семьи. Наши военные по согласованию с сирийскими властями гарантировали им такую защиту в обмен на письменное обещание не допускать боевиков на свою территорию, не стрелять по войскам Асада и тем более российским военнослужащим, а в случае нападения террористов дать им отпор. Не беремся судить о дипломатических способностях сотрудников центра, однако факт остается фактом: к процессу примирения им удалось привлечь 2,5 тысячи населенных пунктов Сирии.
Более того, в том числе и эта практика позволила создать в контролируемых отрядами оппозиции районах страны четыре зоны деэскалации. Они расположены на севере Сирии, в провинции Хомс, районе Восточная Гута и в приграничных с Иорданией провинциях Дейра и Кунейтра. Там проживают почти 2 миллиона 600 тысяч мирных граждан. При том, что все население страны еще два года назад составляло 18,5 миллиона человек.
В зоны обеспечен свободный гуманитарный доступ. Это позволяет оказывать людям медицинскую, продовольственную и другую помощь. В зонах деэскалации восстанавливают объекты инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения. Порядок там помогает контролировать наша военная полиция.
Все это позволило фактически остановить гражданскую войну в Сирии, создало условия для безопасного и добровольного возвращения людей домой. По данным минобороны, туда уже вернулись 1 млн 126 тыс. человек. Только в нынешнем году 660 тысяч.
Мины под ногами
Эти цифры могли быть больше, не вмешайся в ситуацию "минный фактор". Покидая города и села, террористы нашпиговали их самодельными взрывными устройствами. Не пожалели даже древнюю Пальмиру. Мало того, что уничтожили там многие памятники культуры, так еще и заминировали оставшиеся руины. Аналогичная ситуация была в Алеппо, сейчас в Дейр эз-Зоре и других населенных пунктах страны.
Поиском и обезвреживанием "адских машинок" активно занимаются саперы Международного противоминного центра Вооруженных сил РФ. Всего с начала этой работы они обнаружили и вывели из строя более 96 тысяч взрывоопасных предметов. В среднем наши военные в сутки обезвреживают полторы тысячи самодельных мин-ловушек. Им помогают сирийские коллеги, прошедшие курс подготовки у российских саперов. Наши военные выпустили уже более 620 таких специалистов.
А сотрудники миротворческого центра доставляют в освобожденные сирийские города и села гуманитарные грузы, российские военные медики оказывают населению врачебную помощь. Трудно даже подсчитать, сколько продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости наши военные передали мирным гражданам. Счет идет на тысячи тонн.