Речь идет об организациях, предоставляющих разнообразные услуги населению, и при этом полностью или частично финансируемых за счет госбюджета, - школах, детских садах, домах ветеранов, интернатах для престарелых и т.д. Закон об общественном контроле прописан достаточно общо, и хотя в некоторых регионах независимые проверки проводятся качественно и дают эффект, в других возникают сложности. Например, были случаи, когда общественных инспекторов вообще не пускали в учреждение для проведения проверки.
"Готовя поправки в закон "Об основах общественного контроля в РФ", мы ставили целью конкретизировать многие моменты, сделать механизм более четким и прозрачным, детально прописать полномочия, обязанности и ответственность общественных проверяющих, предъявляемые к ним квалификационные требования", - отметил советник министра труда и социальной защиты Филипп Воронин.
В частности, предлагается создать реестр общественных инспекторов, познакомиться с которым сможет любой желающий, так как он будет в открытом доступе на сайте региональной Общественной палаты или местного органа власти в разделе, посвященном общественному контролю. Помимо фамилии и имени, в реестре укажут сведения об образовании инспектора, месте его работы и какое общественное объединение он представляет. "Для включения гражданина в реестр он должен пройти своеобразный "фильтр", подтвердив свою квалификацию", - отметил Воронин.
Что касается порядка проведения проверок, то в Минтруде предлагают сделать их открытыми и прозрачными. "Сложившееся у многих мнение, что можно войти в учреждение для контроля в любой момент неоправданно. Даже наши контролирующие государственные службы, такие как Роспотребнадзор, Росздравнадзор и другие сообщают о плановых проверках загодя", - отметил Воронин. В законопроекте предлагается уведомлять организацию об общественной проверке минимум за пять дней до ее проведения. Также общественники должны будут предупреждать о своих планах и органы власти.