01.11.2017 18:42
Культура

Выставки ноября: кино по Паустовскому и другой Казимир Малевич

Текст:  Наталья Соколова
В ноябре в Историческом музее отметят 100-летие революции показом редких экспонатов из фондов музея Ленина. В Галерее "Беляево" напомнят, что Паустовский был киносценаристом. В Мемориальной квартире Рихтера покажут, что пианист привозил домой из долгих странствий по Европе. Третьяковка и Еврейский музей готовят совместный проект, посвященный Элю Лисицкому. В павильоне "Рабочий и колхозница" расскажут, что еще, кроме "Черного квадрата", создал Казимир Малевич.
Читать на сайте RG.RU

Повелители мечты

Исторический музей по-своему отпразднует 100-летие Октября. Более 25 лет он хранит уникальный фонд предметов и документов, посвященный первым руководителям советского государства - фонд бывшего Центрального музея В.И. Ленина.

В Москву привезли полотна "самого странного" художника ХХ века

Судьба музея повторила судьбу огромной страны, исчезнувшей с карты мира в декабре 1991 года. Музей был закрыт, а его коллекции, спасенные от расхищения и уничтожения подвижническим трудом музейщиков, вошли в состав Государственного исторического музея.

2 ноября Исторический музей откроет главный проект года - выставку "Энергия мечты". Масштабы впечатляют: экспозиция займет все выставочное пространство музея, будут представлены предметы, которые никогда ранее не покидали хранилища. Первые романтики эпохи, первые завоевания, первый букварь, первый самолет, электрификация, "красные директора", создание "Артека" - кураторы не упустили из виду ни одну тему.

На экране Паустовский

В галерее "Беляево" 2 ноября откроют выставку "Паустовский и кино". Проект приурочен к 125-летию со дня рождения писателя, который отмечался в мае этого года.

Крупнейшее мировое агентство ТАСС показало свои фотоархивы

Фильмы, снятые по сценариям Паустовского, имеют непростую судьбу. Не все дошли до зрителя, не все были поняты критиками. Выставка рассказывает о таинственной истории с "исчезновением" фильма "Кара - Бугаз", о сложных киноэкспедициях в пустынях Каспия и съемках в Сталинабаде, об успехах "Северной повести", собравшей тридцатимиллионную зрительскую аудиторию, о гневе Сталина и восторженных отзывах Анри Барбюса, о критике современников и признании историков кино спустя десятилетия забвения.

Впервые посетители смогут увидеть авторские сценарии с правками, документы кинопроизводства, стенограммы художественных советов, письма, фотографии, эскизы костюмов и декораций из фондов Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского, Российского государственного архива литературы и искусства и Музея кино.

В рамках выставки пройдут лекции и открытые кинопоказы Государственного центрального музея кино. А в зоне "Анимация" будет работать детская музейная студия.

Концерт в амбаре

8 ноября в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется выставка "Годы странствий Святослава Рихтера. Франция - Италия", сотканная из впечатлений, картин, фотографий, открыток.

Путешествия были страстью Рихтера. И Италию, и Францию великий пианист называл "духовной родиной". Приезжая туда как турист, он не забывал и о концертах. Свой первый фестиваль "Музыкальные празднества в Турени" Рихтер провел в 1964 году, на ферме XIII века недалеко от французского города Тур, приспособив для концертов средневековый амбар.

Стартовал выпуск альбомов с репродукциями выдающихся мастеров Китая

В открытках друзьям он не уставал восхищаться: "Азоло (город Элеоноры Дузе) - моя слабость. Скажу прямо, более красивого места, по-моему, нет на Земле" (Софье Пилявской). Художнице Анне Трояновской он писал из Арля: "Город изумительный. Кстати, из мостиков, которые писал Ван Гог, сохранился только один..?!"; ей же признавался: "Антибы - это одно из самых любимых мною мест на юге Франции. Город сохранил свое лицо и, может быть, тело…".

Не забывал пианист и о второй своей страсти - коллекционирование. Во-первых, после каждого путешествия его собрание открыток заметно пополнялось. Во-вторых, в каждой поездке Рихтер встречался с известными художниками, которые дарили ему свои работы. На выставке покажут несколько таких подарков - работу Пабло Пикассо "Молодой человек в венке" (1962) и два его рисунка, подаренных великому пианисту; "Композицию" (1970) Александра Колдера с дарственной художника; графику Ренато Гуттузо "Бык" (1954); листы Фернана Леже из серии "Город".

Искавший четвертое измерение

В Третьяковской галерее на 15 ноября запланировано открытие выставки "Эль Лисицкий. El Lissitzky". Это первая масштабная ретроспектива в России и совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности.

Лисицкий - один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом предопределивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им "проуны" - "Проект утверждения нового", в которых живопись граничит с архитектурой.

Эрмитаж отметил юбилей Революции красными стенами

Зрители увидят около 400 экспонатов из собрания Третьяковской галереи, западных музеев, и частных коллекций. Проект пройдет одновременно на двух площадках - в Новой Третьяковке и Еврейском музее и центре толерантности.

В Еврейском музее и центре толерантности можно будет увидеть книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии. В Третьяковку посетители придут посмотреть на Лисицкого-архитектора: музей представит те самые проуны и архитектурные проекты, фотографии.

Не только "Черный квадрат"

На ВДНХ привезут Казимира Малевича. С 24 ноября в павильоне "Рабочий и колхозница" будет открыта выставка "Казимир Малевич. Не только "Черный квадрат".

В Россию привезли выставку фотографий Михаила Барышникова

"Черный квадрат" Малевича, став общепризнанным символом ХХ века, отчасти заслонил остальное наследие русского авангардиста. На выставке представят все этапы творчества, все грани мастерства художника - от ранних произведений 1900-х годов, футуристических картин 1910-х и супрематических композиций до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству.

Работы приедут из собраний российских региональных музеев (Саратова, Самары, Нижнего Новгорода), куда картины Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса. Выставку дополнят документы из государственных и частных архивов, фотографии, письма, книжные издания, дневники.

Живопись Музеи и памятники Москва Столица