В основе - бестселлер Фолькера Кутчера из времен Веймарской республики. В Германии этот сериал уже смотрят до 28 миллионов зрителей, и говорят, что вечерами улицы немецких городов пустеют, как когда-то пустели улицы городов СССР в дни премьеры "Семнадцати мгновений весны".
Сегодня в Риме показали две начальные серии с целью заинтересовать мировую прессу и зарубежных дистрибьюторов, и просмотр подтвердил некоторое сходство между этими картинами. Правда, лоск Третьего Рейха здесь сменился живописными картинами тотального декаданса и немецкой истории, соскочившей с рельсов.
Работа над сериалом продолжалась три года. Были привлечены сотни актеров массовки - их набирали по уровню худобы, чтобы они соответствовали облику истощенного населения Германии эпохи мирового кризиса. Материал картины примерно совпадает с антуражем знаменитого "Кабаре" Боба Фосса: пир в преддверии чумы близкого фашизма. Так же, как у Фосса, действие постоянно дрейфует между зловещими задворками Берлина и шикарным кабаре Moka Efti - комбинации варьете с борделем.
Это завидно многослойный жанровый продукт. Здесь козни, расследования, убийства и кровь, здесь аппетитно декадентские танцы в духе "Милой Чарити" того же Боба Фосса, здесь наркотики, секс, джаз и утонченный разврат. Здесь все не то, чем кажется. Одна из героинь, Шарлотта Риттер, к примеру, днем служит в полиции, а к вечеру переквалифицируется в ночную бабочку (Лив Лиза Фрайс). На сцене Moka Efti блистает ослепительная блондинка Сорокина (понятно, русская агентесса) - блондинка по жизни, а на подмостках - андрогинное существо при усах и в цилиндре. Да и прибывший из Кельна полицейский комиссар с античным именем Гелеон (умная работа Фолькера Бруха) как бы служит закону, но регулярно впадает в судороги от наркотической ломки.
Есть также русские заговорщики-троцкисты, мечтающие скинуть Сталина, и часть сцен разворачивается под портретом генералиссимуса в советском посольстве - оно, как ему и положено, беспощадно отстреливает предателей родины. Что редко и удивительно - русские поданы без особо развесистой клюквы и ломаного языка: Сорокину играет литовская актриса Северия Янушаускайте, известная у нас по фильмам "Рыба-мечта" и "Норвег", троцкиста Кандакова - бывший петербуржец Иван Шведов ("Враг у ворот", "4 дня в мае").
Картина впечатляет тщательной работой с деталями и точностью передачи примет времени: Берлин умело декорирован под "ревущие 20-е", увиденную сверху Александрплатц люди и трамваи пересекают сразу во всех направлениях, создавая ясное ощущение всеобщего хаоса и страны, которая катится к пропасти.
Том Тыквер для немецкого кино уже не просто знаменитый режиссер, автор фильмов "Беги, Лола, беги", "Рай", "Принцесса и воин"; он композитор, писавший музыку к таким картинам, как "Облачный атлас" и "Парфюмер: история одного убийцы". Он создает музыку ко всем своим фильмам, а его саундрек к "Берлинскому Вавилону" наверняка разлетится в дисках и войдет в престижные чарты. Только что стало известно, что в феврале 2018 года номинант премий BAFTA и "Золотой глобус" Том Тыквер возглавит жюри 68-го Берлинского международного кинофестиваля, что прибавит веса его и без того славному послужному списку.
По первым двум сериям трудно судить о том, куда в дальнейшем качнется лихо закрученный сюжет, но динамика картины подхватывает зрителя уже с начальных кадров и не дает передышки ни на минуту. Известно, что одним из центральных эпизодов сериала и его апогеем станут события "Кровавого мая", когда коммунисты провели на улицах Берлина несанкционированные первомайские марши, и полиция хладнокровно отстреливала демонстрантов - тогда погибли десятки людей.