Подписку для земляков оформили сыновья трагически погибшего фермера Евгения Шакуна. "Мы сделали это в память об отце", - сказал Виталий. "Он любил "Российскую газету", пусть теперь ее читают наши пайщики", - добавил Женя.
Земля в наследство
Фермерское хозяйство Шакунов - одно из самых крепких на Кубани. Евгений Андреевич, потомственный казак и крестьянин, создал его почти четверть века назад. Сыновья-школьники тогда сразу стали помогать отцу. Сначала обрабатывали семейные наделы, затем соседи передали в аренду свои паи, их примеру последовали другие станичники. А лет десять назад к ним присоединились владельцы паев с хутора Белого, расположенного в соседнем Ленинградском районе.
Причем фермер никого не уговаривал: люди сами шли к нему, убедившись, как рачительно и умело он управляет землей. Начинали Шакуны со списанного колхозного трактора, а теперь обзавелись целым парком, хотя и небольшим, но современным: техника в основном последнего поколения. Стоит она, понятно, недешево, но и отдача ощутимая. И сегодня фермерское хозяйство из Кущевского района лидирует в крае по урожайности: в этом году на круг собрали почти по 80 центнеров с каждого гектара озимых. И прежде чем положить зерно в закрома либо пустить его на продажу, рассчитались с пайщиками. Кроме того, они помогают местному храму, детскому саду и школе.
- Батя всегда учил помогать людям, откликаться на их проблемы, - говорит Виталий Шакун. - И теперь, когда он ушел от нас, стараемся следовать его заветам - очень боимся его подвести.
Евгений Андреевич трагически погиб в начале минувшего лета, но его земляки до сих пор не могут смириться с этим. Ведь он был большим и сильным, как скала, и казался таким же нерушимым, как она. Но злой рок в лице лихача-водителя вырвал его из жизни...
Таких людей много, причем не только в его родной станице Кисляковской. Журналист "РГ" в этом убеждалась не раз, бывая на народных сходах, разбираясь в проблемах сельчан, так или иначе связанных с землей, матушкой-кормилицей, как называл ее Евгений Андреевич. Провожая его в последний путь, они говорили, что станица без него осиротела.
И это действительно так. Но Евгений Андреевич оставил после себя такой добрый след, что он сохранится на долгие годы и на земле, оставшейся в наследство детям и внукам, и в памяти всех, кому он был и остается дорог. А в фотоархиве нашей газеты он по-прежнему рядом с сыновьями.
След "цапков"
С фермерами Шакунами мы познакомились вскоре после прогремевшей на всю страну трагедии в станице Кущевской, когда в ноябре 2010 года в доме здешнего фермера Аметова от рук членов банды Сергея Цапка погибли 12 человек. Среди них оказался 14-летний племянник Евгения Шакуна вместе со своей мамой.
Как известно, кара настигла участников беспрецедентного по своей жестокости злодеяния: одни свели счеты с жизнью на стадии следствия, другие надолго отправились за решетку, трое были приговорены к пожизненному заключению. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако передел земли, которая находилась под контролем "цапков", продолжается до сих пор. По мнению сельчан, руководят процессом высокопоставленные покровители организованной преступной группировки. Несколько лет назад в станице Кисляковской ситуация накалилась до предела. Причиной стал земельный клин, контролируемый одним из бизнес-парнеров Цапка. Едва дождавшись окончания договора аренды, владельцы паев пришли к Шакунам.
- В апреле 2010 года состоялось собрание пайщиков, на котором 300 человек приняли решение отдать нам землю в аренду, - рассказывал фермер. - Собрание пытались сорвать, но ничего не вышло. Меня, правда, потом предупредили: жди беды. Через своих людей "цапки" передали: ты пожил уже, но есть дети, внуки, за них бойся. Настоятельно советовали отказаться от земли. После трагедии в Кущевской открытые угрозы прекратились, а вот борьба за землю не закончилась.
Заключив договор аренды и зарегистрировав его, Евгений Андреевич взял большие кредиты в банке для покупки удобрений, семян и средств защиты. С осени 2011 года уже обрабатывал почти две тысячи гектаров. Земля была вспахана, удобрена, засеяна, но вдруг решением суда договор аренды переводится с фермера все на того же, небезызвестного в районе бизнес-партнера Сергея Цапка. Узнав об этом, пайщики испытали настоящий шок. И в Краснодар на заседание президиума крайсуда из Кисляковской прибыла целая делегация.
После вмешательства высшей краевой судебной инстанции решение было принято в пользу пайщиков, отдавших свою землю в аренду фермеру Шакуну. И хотя битвы за нее продолжались еще долго, Евгению Андреевичу в итоге удалось отбиться от захватчиков. Наверное, потому, что ему по жизни был предначертано быть победителем. Таким он и остался в памяти своих земляков.
Сыновья за отца
Младшие Шакуны окончили Ростовский сельхоз, а Виталий еще и аспирантуру и сейчас готовится защищать диссертацию по растениеводству.
- Слежу за тем, чтобы все по науке делалось, - говорит он. - Приятно, конечно, когда к нам делегации привозят, чтобы показать, как надо работать на земле. Начинали с пары тракторов, постепенно обзавелись современной техникой. 25 человек в хозяйстве работают постоянно, механизаторы на уборке до 60 тысяч рублей в месяц получают, пайщики тоже довольны. Но, чтобы повысить эффективность, нужно свою переработку наращивать. У нас есть мельница, маслоцех и макаронный цех, построено здание для крупоцеха. Если запустить все это на полную мощность, готовая продукция дойдет до потребителя, минуя посредников, и, естественно, будет дешевле. Мы с фермерами собирались, думали о создании совместных кооперативов по переработке и реализации продукции. В конечном итоге это поможет решить поставленную правительством задачу по импортозамещению. Мы готовы подключиться к ее решению, однако вместо этого вынуждены тратить время, силы и средства на то, чтобы землю за собой сохранить. Почему-то бросовые поля, которых в округе немало, никого не интересуют, зато наши, удобренные и уже засеянные озимыми, пытаются отнять.
Шакунские поля действительно выглядят как картинки. Немудрено, что именно на них ведется массированная атака, причем не только в Кущевском, но и в соседнем, Ленинградском районе, где они еще с 2007 года арендуют пашню.
- Я был вынужден поступить на юрфак, чтобы научиться отражать эти атаки, - говорит Евгений Шакун. - Для нас местные "агробароны" оказались пострашнее западных санкций. Сначала Кущевку "цапки" держали в страхе, а теперь поднимают голову их последователи.
Александр Шипулин, член Общественной палаты РФ, первый заместитель постоянной комиссии по развитию АПК и сельских территорий:
- Евгений Андреевич Шакун был жадным до работы и щедрым для простых людей человеком. Развивая и укрепляя свое хозяйство, всегда горой стоял за интересы пайщиков, собственников земельных долей. И в итоге стал для земляков гарантом финансовой и экономической стабильности. В последний путь его провожала вся станица: это были по-настоящему народные похороны. А теперь задача сыновей - достойно продолжать отцовское дело. Ну а мы, его соратники, всегда подставим плечо.
Евгений Андреевич был несгибаемым бойцом, и сыновей он воспитал в том же духе. Поэтому те, кто инициировал рейдерскую атаку на их поля, просчитались. Как говорится, не на тех напали. Уголовное дело по факту захвата выращенного Шакунами урожая было возбуждено после их обращении в Общественную палату РФ по указанию прокурора Краснодарского края Сергея Табельского. Ну а расследование находится под контролем не только у правоохранителей, но и у общественности.
Последнее ЧП в этих краях произошло уже после гибели Евгения Андреевича на хуторе Белом в Ленинградском районе. Еще в 2007 году хуторяне передали свои наделы в аренду фермерам. А теперь битву за эту землю ведет крупный холдинг, владелец которого, говорят, живет далеко от Кубани. Конфликт дошел до криминала: Шакуны вырастили кукурузу, а убрали и присвоили ее другие люди. По предварительной оценке, ущерб составил почти четыре миллиона рублей. По данному факту сейчас возбуждено уголовное дело.