Чтобы привлечь в Крым инвестиции в 2014 году была создана СЭЗ, предусматривающая для инвесторов определенные льготы и преференции. В частности, получение статуса резидента зоны освобождает от уплаты налогов на имущество организаций на десять лет и земельного налога на три года, понижает ставки налога на прибыль и тарифы страховых взносов.
- Мы проанализировали деятельность резидентов СЭЗ и увидели, что появилась группа юридических лиц, которая хотела бы вложить деньги в проекты на территории Крыма. Но пока они, получая льготы из бюджета, ни копейки в развитие производства не вкладывают, - рассказал руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев. - Из 948 зарегистрированных участников СЭЗ только 62 организации, или семь процентов, вкладывали в этом году деньги в экономику республики. А льготами, например, по страховым взносам пользуются 690 организаций. То есть девять из десяти пользуются льготами, и только один вкладывает деньги в экономику Крыма.
В общей сложности участники СЭЗ получили преференции по налогу на прибыль на 3,5 миллиарда рублей. Такой поддержкой воспользовались 412 организаций. По налогу на имущество 300 организаций заявили льготу в сумме 135 миллионов рублей. При этом 115 компаний отказались подтвердить данные о своем имуществе.
С капитальными вложениями ситуация такая же: по 637 договорам (67 процентов от общего количества) вложения минимальные, от трех до четырех миллионов рублей. Налоговое ведомство обещает постепенно отсекать льготы участникам СЭЗ, которые не представляют вовремя все требуемые документы.
- СЭЗ создавалась, чтобы развивался малый бизнес, чтобы он вкладывал деньги в экономику и платил налоги. Но сейчас ситуация обратная: 57 миллиардов рублей, или 70 процентов всех капитальных вложений, приходится лишь на 11 участников СЭЗ, - комментирует Наздрачев.
Суммарно за время функционирования СЭЗ, ее участники получили более семи миллиардов рублей налоговых преференций. Это почти вдвое превышает объем налоговых доходов, которые сегодня поступают от инвесторов экономической зоны.
- Безусловно, каких-либо нарушений законодательства здесь нет - для того и создавалась СЭЗ, - говорит начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Крыму Ольга Первашова. - Однако анализ риска ее участников показал несоизмеримость капитальных вложений бизнеса и преференций, которые он получил. Более того, некоторые участники игнорируют требования налоговых органов о представлении документов, подтверждающих их право на льготы. В итоге под льготы, предоставленные участникам СЭЗ, нередко попадает деятельность, которую резиденты ведут за рамками инвестиционных проектов.
Помимо несоизмеримости капвложений и полученных преференций, к рискам в деятельности предпринимателей в СЭЗ налоговики относят отсутствие раздельного учета по видам деятельности, осуществление запрещенного в экономической зоне недропользования, создание схем минимизации налогов с участием аффилированных лиц, а также отсутствие организаций и ИП по заявленному юридическому адресу. Все эти причины могут служить основанием для налоговой проверки инвесторов, а в последствии и поводом для расторжения договора с участником СЭЗ с требованием возместить полученные раньше налоговые преференции.
Ольга Виноградова, заместитель председателя комитета Госсовета РК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике:
- Я считаю правильным, что УФНС России по Республике Крым намерено провести работу с недобросовестными участниками СЭЗ. Насколько я знаю, готовятся законодательные изменения, которые дадут налоговому ведомству больше полномочий. Но то, что капитальные вложения произвела только малая часть участников СЭЗ, это не страшно. Закон о СЭЗ предоставил им право на капвложения в течение трех лет с момента регистрации. Крупные проекты, связанные со строительством новых объектов, и не могут быть реализованы за полгода-год, поэтому, я думаю, не все так плохо с СЭЗ, как считает налоговое ведомство.
Как у соседей
Депутаты думы Астраханской области внесли изменения в региональный закон "О налоге на имущество организаций". Речь идет об оборудовании, используемом при разработке месторождений нефти на дне Каспийского моря. На текущий момент это имущество не облагается налогом согласно ФЗ N268. Однако Госдума отменила такую льготу, и с 1 января 2018 года ставка налога будет определяться региональным законом.
В Астрахани нормативным актом недропользователю предоставляется четырехлетний переходный период. Ставка будет повышаться постепенно: в 2018 году - на 0,5 процента, в 2019-м - 0,8, в 2020-м - 1,2, а в 2021-м - 1,7. И только с 2022 года налог будет взиматься в размере 2,2 процента. По оценке министерства финансов Астраханской области, в казну за эти четыре года поступит около 9,2 миллиарда рублей. Между тем некоторые депутаты считают, что бюджет слишком много потеряет при применении такой льготы.
- В действительности документ представляет собой введение налоговых льгот для нефтяников за счет бюджета области, - считает депутат Госдумы Олег Шеин. - Средневзвешенная ставка составит 1,05 вместо 2,2 процента. При такой ставке в бюджет Астраханской области поступит 9,2 миллиарда рублей. При ставке 2,2 процента в областной бюджет поступило бы 19,27 миллиарда, то есть регион недополучит более 10 миллиардов рублей.
На просьбу "РГ" о комментарии в областной думе ответили отказом, так как председатель уехал в командировку, а никто более не уполномочен объяснить, почему же они так проголосовали.