Где поколесить
Согласно техническому заданию конкурса, который объявила дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры, на главных городских дорогах должно быть построено 32 километра велодорожек. Разработанные маршруты будут пересекать два транспортных кольца - это одно из обязательных требований к подрядчику.
По идее они должны соединить с центром города отдельные районы: Северный, Западный, Александровку и Сельмаш. Какими будут эти дорожки, асфальтированными или прорезиненными, еще не решено. Если получится сделать их непрерывными, люди смогут добраться до работы на велосипеде. А по оценке экспертов, около 60 процентов ростовчан, приверженных здоровому образу жизни, были бы не против ездить в свои офисы на велосипеде.
Стоимость проектирования изначально составляла 2,2 миллиона рублей. Однако победитель конкурса сделает проект за 512 тысяч. Средства будут выделены из областного и городского бюджетов.
- Мы снизили цену почти на 80 процентов, так как для нас очень важно появление велосипедной инфраструктуры, - поясняет Дмитрий Гусев. - Сейчас проводим анализ улично-дорожной сети, определяем самые оптимальные маршруты и формируем схему велодорожек на автотрассах города. Над этим проектом работаем вместе с центром компетенций по развитию городской среды на базе Региональной корпорации развития.
Обошли на старте
Свой бизнес Дмитрий Гусев начинал с трех велосипедов, а сейчас у него несколько пунктов проката и 200 машин.
- Я работал экономистом в крупной компании, но офисная жизнь мне не нравилась, - говорит Гусев. - Зато я любил кататься на велосипеде. Однажды наклеил на своем авто объявление о прокате и разместил его же на одном из сайтов. Поначалу это были все мои вложения в дело. На объявление откликнулось множество людей, которые с удовольствием брали велосипеды напрокат. Я загружал их в багажник и развозил желающим. Кому-то некуда поставить двухколесную машину в квартире, кто-то приехал издалека и хочет прокатиться по Ростову, а у других нет возможности купить хорошую машину. Всем им легче взять велосипед напрокат. Я понял, что эта ниша еще не занята, но даже представить себе не мог, что моя идея приобретет такие масштабы.
Гусев подчеркивает, что его проект - не франшиза, а чистой воды стартап, ему просто удалось угадать существующую потребность. В результате он собрал команду и занялся прокатом всерьез, попутно развивая несколько смежных направлений. Чтобы прогулки на велосипедах были интереснее, ребята разработали пять экскурсий. Учитывая, что официально в Ростове только семь километров велодорожек, определиться с маршрутами было непросто, ведь самое главное - безопасность.
Гусев не стремится сделать дорогой сервис, наоборот, старается держать невысокие цены. Прокат зависит от категории велосипеда, но минимальная цена остается неизменной. Для удобства клиентов было создано мобильное приложение, которое помогает построить маршрут и указывает интересные места в городе и его окрестностях. Приложение сообщает, сколько времени займет дорога и как много километров придется крутить педали, чтобы добраться до всех запланированных пунктов программы.
Правильно рулят
Мобильное приложение "Веловод" стало самым затратным проектом. Для его разработки Гусев привлек программистов, профессиональных историков и экскурсоводов. С "Веловодом" команда Гусева попала в Южный IT-парк и презентовала его инвесторам. Потом было успешное участие в конкурсе "Предпринимательский прорыв года", организованном Сколково. По словам Гусева, приложение было задумано бесплатным.
- Окупаемости мы добьемся другим путем, - говорит предприниматель. - Скорее всего, сделаем ставку на встроенные покупки и на product placement (рекламный прием, заключающийся в том, что в сюжет включается рекламируемый товар). Есть идея ввести пункты монетизации на покупку специальных маршрутов или велосипедный тур со звездой. Групповые экскурсии с гидом изначально планировались как поддержка приложения и возможность обкатать главные маршруты, а стали его изюминкой. Оказалось, что клиентам нужны не только велосипеды, но и общение с близкими по духу людьми. Теперь приложение будет оповещать о таких экскурсиях заранее. Планируем, что к чемпионату мира по футболу этот сервис заработает во всех городах, где будут проводиться игры.
Попутно с велопрокатом предприниматель открыл мастерскую. В ней можно починить свою машину, включая редкие марки советских времен. Кроме того, работает курьерская велослужба. Сегодня с велосипедистами сотрудничают более 30 компаний, это интернет-магазины, сервисы поручений, кафе и рестораны. Велокурьерам это позволяет зарабатывать, а клиентам - экономить на службе собственной доставки.
Конкуренции Гусев не боится, наоборот, считает, что это сделает его бизнес крепче. Новичку придется побороться с определенными сложностями. Например, сезонность. В Ростове около 120 тысяч велосипедистов, но активных гораздо меньше, тем более всепогодных. Значит, зимой доход снижается, и надо думать, чем поддержать бизнес. К тому же в мегаполисе слабо развита специальная инфраструктура, мало велодорожек. Да и те, что есть, сделаны не слишком грамотно. Как правило, у пешеходов отбирается часть тротуара, обозначается линия. Даже знак можно найти с трудом. Лишь на набережной появилась отличная дорожка со спецпокрытием. Но самое главное - ментальность. Ростовчане вполне могут припарковать на велодорожке машину, что полностью парализует движение велосипедистов. Некоторые умудряются воткнуть на дорожке ларек или урну. Пока горожане не воспринимают велосипед как серьезное транспортное средство. Но Гусев и его команда оптимизма не теряют: в Ростове уже сделаны серьезные шаги для того, чтобы велодвижение вышло на новый уровень.
В Астрахани разработан проект реконструкции памятника садово-парковой архитектуры - Сада велосипедистов, предусматривающий размещение самых разнообразных малых архитектурных форм. Предполагалось, например, представить эволюцию велосипедов, установить памятник трехколесному велосипеду на детской площадке и памятник астраханскому газетчику Кульпину, совершившему в 1901 году поездку на "костотрясе" до Петербурга. Должны были появиться в этом парке и велодорожки. Проекту уже не один год, но до сих пор он существует только на бумаге. Благоустройство парка планировали выполнить за счет внебюджетных средств, которые, увы, не нашлись.
А вот в Волгограде в этом году появились первые велоэкскурсии.
- У нас в городе две велодорожки. Одна в новом жилом комплексе - начинается от забора и ведет в никуда. Другая на набережной. Она берет начало от ресторана, в котором, понятное дело, никто не живет, и идет вдоль Волги, мешая то пешеходам, то автомобилистам, - объясняет экскурсовод Розалина Зенкина. - В общем, для горожан особо нет условий, чтобы прокатиться по улицам. Зато получился хороший маршрут, чтобы рассказать о Волгограде нашим гостям. В некоторых странах строят специальные площадки типа "Флоренция в миниатюре", чтобы на маленьком пространстве рассказать о многом. Здесь же ничего специально делать не надо: проехав по берегу Волги, мы можем дать представление обо всем городе.
Подобные велотуры проводят и на территории Волго-Ахтубинской поймы. Время в дороге - от трех часов. При этом можно выбрать как вариант покороче - 10 километров по территории Среднеахтубинского района, так и поездку длиннее - 16-километровый бросок на хутор Лещев. А если трехчасового пребывания на природе недостаточно, сотрудники парка предоставят туристам палатки различной вместимости, коврики, туристическую мебель и другое снаряжение для удобного отдыха. Кроме того, для более комфортной ночевки есть хостел, рассчитанный на 25 мест.