09.11.2017 19:48
Общество

Евгений Шляхто: Студентов нужно учить технологиям будущего

Академик Евгений Шляхто: Учить студентов нужно технологиям, которые будут актуальны через 6-8 лет
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (7421)
На базе Национального медицинского центра имени В.А. Алмазова начинается эксперимент подготовки врачей по новым программам высшего образования. Почему выбран именно этот центр? Какого специалиста в итоге нового обучения получит служба здоровья? Об этом обозреватель "РГ" беседует с президентом Российского кардиологического общества, генеральным директором Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Минздрава России, академиком Евгением Шляхто.
Читать на сайте RG.RU

Евгений Владимирович, что подразумевается под новыми образовательными программами?

Евгений Шляхто: Подготовка специалистов, готовых к внедрению в практику новых парадигм здравоохранения - прецизионной, цифровой и ценностной медицины. Овладение методами молекулярно-генетической, генной диагностики, клеточной терапией, компьютерным моделированием, виртуальной хирургией.

И для этого вы обзавелись питомником, в котором и рыбы, и амфибии, и обезьяны?

Врачей перестанут наказывать за орфографические и синтаксические ошибки

Евгений Шляхто: Не разделяю вашу иронию. Центр доклинических и трансляционных исследований еще одно наше преимущество. Его строительство было идеей нашего министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой. Виварий позволяет отрабатывать на экспериментальных моделях все виды мануальных хирургических и анестезиологических навыков. Питомник для основных видов лабораторных животных (лабораторные грызуны, рыбы и бесхвостые амфибии, свиньи, обезьяны) плюс оснащенные лаборатории позволяют проводить все виды исследований безопасности и эффективности лекарственных препаратов и фармакологических субстанций, а также биомедицинских клеточных продуктов. Мы проводим фундаментальные экспериментальные исследования, направленные на выяснение механизмов возникновения и развития социально значимых заболеваний. Разрабатываем, внедряем в клиническую практику новые технологии, которые улучшают качество профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Новейшее оборудование, продвинутые технологии, роботы, виварий... Но врач немыслим, если его подготовка не привязана к постели больного.

Евгений Шляхто: Это было и всегда будет незыблемо. И одно из важнейших наших преимуществ мощная клиническая база. В нашем стационаре более 1500 коек. У нас лечебные и диагностические отделения всех профилей. В 2015 году по решению Научного совета Минздрава России создан научно-образовательный кластер "Трансляционная медицина", ядро которого наш центр. Кластер объединил научные и образовательные усилия нескольких вузов и научных центров, бизнес-партнеров. В кластере международные научные лаборатории, малые инновационные предприятия, новые образовательные программы по реабилитации, вычислительной медицине, менеджменту и управлению в здравоохранении.

Еще один медицинский вуз?

Евгений Шляхто: Не совсем так. Наша цель формирование совершенно иного подхода к подготовке врачей. И зиждется оно на трех основополагающих принципах.

Озвучьте их!

Евгений Шляхто: Во-первых, теоретические знания студенты должны получать в вузах-флагманах. Медицинской физике студенты станут учиться на кафедрах ведущих вузов страны, занимающихся вопросами медицинской физики, кибернетики и бионики. Программа подготовки по фармакологии будет включать большой раздел биотехнологий с занятиями на фармацевтических производствах.

Москвичей бесплатно научат доврачебной медпомощи

Второй принцип: нацеленность на здравоохранение будущего. Учить студентов необходимо тем технологиям и методикам в здравоохранении, которые будут актуальны к моменту окончания специалитета, то есть через 6 - 8 и более лет. Такая подготовка возможна только в научных центрах, где сосредоточены технологии завтрашнего дня. В прошлом году в Центре Алмазова создан телемедицинский центр, оснащенный оборудованием для телемедицинских консультаций в режиме реального времени, проведения отсроченных консультаций по документам и отбору на лечение. Специалисты центра проводят дистанционные телеконсультации "Врач-Врач" в любой клинике России по 19 профилям. Есть дистанционная телеметрия (диагностика) и телеобучение. Преподавание базовых дисциплин - биологии, химии, физики - нацелено на применение знаний в диагностике, лечении, разработке лекарств, технологий, генерации идей. Время того образования, когда студента-медика первоначально насыщают теоретическими знаниями и лишь спустя три года начинают пояснять смысл их приобретения, прошло. Ныне и наука, и образование должны быть практико-ориентированными. Изучая вопросы генетики на биологии, студент уже с первого курса должен понимать, какие перспективы открывает секвенирование генома, технологии редактирования генома...

Мы хотим подготовить врачей, которые превзойдут своих учителей в лечебном деле и медицинской науке

Третий принцип образования: обучение новым технологиям должно идти параллельно с непосредственным обучением студентов "у постели больного", используя и совершенствуя данные технологии. Это касается и классических мануальных навыков, и виртуальных симуляций посредством ресурсов симуляционного центра, и участия в осуществлении молекулярных методов диагностики, культивирования клеток, генной инженерии, тканевой инженерии...

Все эти возможности и впредь будут достоянием лишь Алмазовского центра?

Евгений Шляхто: Ни в коем случае! Их планируется интегрировать в новые образовательные программы. Мы хотим подготовить плеяду врачей, которые превзойдут своих учителей в лечебном деле, медицинской науке и образовании.

Названа средняя зарплата российского врача

Меня не удивил выбор именно Алмазовского центра. Здесь многое поражает. И все-таки: почему летом этого года центру поменяли имя?

Евгений Шляхто: Мы получили более высокий статус: из северо-западного стали "Национальным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова Министерства здравоохранения Российской Федерации". История центра началась в 1980 году. Его создание было как бы ответом на рост заболеваемости, инвалидности и смертности от болезней системы кровообращения в России. Постепенно центр стал крупнейшим научно-лечебным учреждением. Фундаментальные и прикладные исследования в области кардиологии, сердечно-сосудистой хирургии, гематологии, ревматологии, эндокринологии, педиатрии, молекулярной биологии и генетики, клеточных, информационных и нанотехнологий; оказание специализированной, высокотехнологичной помощи населению, в том числе с использованием роботизированной хирургии. Из специализированного кардиологического он вырос в национальный, многопрофильный научно-клинический, научно-исследовательский и научно-образовательный медицинский центр. У нас семь НИИ, институт медицинского образования. В 2010 году открылся перинатальный центр. В 2011 году лечебно-реабилитационный комплекс. В 2014 году филиалом центра стал Российский нейрохирургический институт имени А. Л. Поленова. В 2015 году ввели в строй вторую очередь главного клинического комплекса, в конце 2016 года открылись детский лечебно-реабилитационный комплекс и Центр доклинических трансляционных исследований. Мы, можно сказать, по заказу выполняем фундаментальные медико-биологические исследования; готовим специалистов, способных создавать новые биомедицинские технологии "прорывного характера", внедрять их в практику.

Хвалитесь?

Евгений Шляхто: Констатирую факты. Не случайно и первый банк биологических образцов (Биобанк) в России организован в 2012 году у нас. Биобанк сделал возможным поиск молекулярных мишеней, разработку лекарств, создание диагностических тест-систем, требующих использования высококачественных образцов человеческого происхождения. Все это доступно не только жителям Питера. Мы принимаем пациентов из всех регионов России. Для их экстренной транспортировки оборудована единственная в СЗФО медицинская вертолетная площадка на стометровой высоте.

Минздрав определил основные требования к телемедицине

Ваша площадка - это супер. Но главная притягательность центра - кадры. И те, которые изначально, и те, которых готовите сами.

Евгений Шляхто: Сочетание фундаментальных и прикладных исследований в различных областях с оказанием многопрофильной специализированной, высокотехнологичной помощи позволяет вести междисциплинарную подготовку кадров. У нас новые программы обучения, сформирован модульный принцип построения дисциплин, дистанционная, симуляционная составляющие, соответствующая методическая база. Каждый год по программам ординатуры, аспирантуры и дополнительным профессиональным программам по 34 специальностям обучаются 2000 медицинских работников. Проходят практику более 200 студентов медицинских колледжей и вузов не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и других городов России.

Евгений Владимирович! Национальная медицинская палата сейчас разрабатывает профессиональные стандарты медицинских работников. В том числе и в области кардиологии. Как это повлияет на работу врачебного сообщества?

Евгений Шляхто: Цель профессиональных стандартов - унификация требований к врачу определенной специальности с описанием трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний и умений для их реализации. Врач-кардиолог федерального научного центра и врач-кардиолог районной поликлиники должны обладать одинаковым набором базовых компетенций, дающих право на занятие должности. Но разными компетенциями в соответствии с видом оказываемой помощи: первичная медико-санитарная или высокотехнологичная. Российское кардиологическое общество, которым руковожу, разработало профессиональный стандарт врача-кардиолога. Он сейчас на согласовании в минздраве и минтруде. Следующим шагом станет разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта для всех медицинских вузов, ведущих подготовку в ординатуре по кардиологии.

Образование Здоровье