Как развивается сегодня ювелирная отрасль, рынок драгоценных камней и металлов? Не планирует ли Россия продать часть своих сокровищ, чтобы пополнить бюджет? И когда изделия лучших современных мастеров ювелирного искусства пополнят Алмазный фонд, который отмечает в ноябре свое пятидесятилетие?
На эти и другие вопросы "РГ" ответил руководитель Гохрана России Андрей Юрин.
История в бриллиантах
Андрей Владимирович, сколько лет самой старой коллекции Алмазного фонда? И приходилось ли сокровища продавать?
Андрей Юрин: Самые старинные - 300-летние вещи. Старше нет. Ведь на выставке представлены ювелирные украшения и ценности императорской семьи.
Наиболее ранних экспонатов - два, и оба они датируются началом XVIII века - это нагрудный знак ("персона") в виде овального медальона с эмалевым изображением Петра I и знак ордена Св. апостола Андрея Первозванного (возможно принадлежавший Петру I).
По значимости нагрудные знаки с портретом царствующего монарха не уступали орденам. Это были личные пожалования из рук императора за особые заслуги перед Отечеством и свидетельствовали о его высочайшем расположении.
Первые миниатюры с портретом Петра I (по заказу самого царя) были исполнены известным английским художником Ш. Буатом в 1698 году. Впоследствии их изготавливали российские мастера.
На раннее происхождение знака из собрания Алмазного фонда указывает юный возраст изображенного Петра I, а также сдержанная по форме оправа из золота и серебра, украшенная индийскими алмазами огранки "роза" в глухих высоких кастах.
Следующими по времени создания в коллекции Алмазного фонда являются украшения императрицы Елизаветы Петровны, выполненные в 1750-е годы. Это две парюры. Первая парюра (бриллиантовая с эмалью): диадема-бандо, "Малый букет" и серьги с пчелками. Вторая парюра (с сапфирами): эгрет в форме фонтана и серьги - "каскады".
Что касается продажи, то сейчас она просто невозможна. Действующее законодательство это запрещает. Продажи были в 1920 году, когда новое государство нуждалось в деньгах.
А до этого? Много продавали?
Андрей Юрин: Судьба коллекции уникальна тем, что в годы Первой мировой войны, революционных событий, гражданской войны она сохранилась в неприкосновенности. Молодое государство с первых дней существования столкнулось с серьезными экономическими и политическими вызовами, бюджет остро нуждался в средствах для внутренних нужд и оплаты внешних поставок, в связи с чем было принято решение направить часть ценностей на продажу. Поэтому сегодня во многих зарубежных коллекциях есть изделия, которые ранее находились в Алмазном фонде.
Продали немало, почти треть. Но самое ценное, значимое осталось. И потом ювелиры Гохрана в 1980-х годах воссоздали, но уже в современном виде, те изделия, которые были проданы за границу. И вот уже почти 90 лет коллекция остается в абсолютной неприкосновенности.
И сейчас ни о каких продажах речь не идет. Существует специальный указ президента, который регулирует статус Алмазного фонда. Он не предусматривает выбытие каких-либо ценностей из Алмазного фонда. А вот пополнение есть. В последние годы это происходит прежде всего за счет уникальных алмазов, которые добываются в Якутии.
Завтра, в Кремле
Ювелирные изделия совсем не покупали?
Андрей Юрин: Нет. Ими наша коллекция впервые за многие годы пополнится в день юбилея открытия выставки. И это будут исторические драгоценности! С 17 ноября они будут демонстрироваться на выставке. Это был долгий и трудный путь поиска.
Думаю, на этом не нужно останавливаться. Мечта работников выставки - вернуть проданные когда-то сокровища Алмазного фонда, связанные с историей России. А сейчас они находятся в частных коллекциях, разбросаны по всему миру.
И где вы их ищите? На аукционах?
Андрей Юрин: Расширяем связи с коллекционерами, музейным сообществом зарубежья. Ищем и будем искать.
Нам интересна история, традиции государства, потому что каждая вещь - это люди, события, связанные с каким-то периодом жизни страны. Уверен, что коллекция должна развиваться именно в историческом направлении.
Но это сколько денег надо! Вам на закупки их бюджет будет выделять или сами справитесь?
Андрей Юрин: Это такие вещи, которые сложно предсказать. Процесс оптимизации состава Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России осуществляется на постоянной основе. Из Государственного фонда драгкамней и драгметаллов реализуется то, что считаем не имеющим исторической и художественной значимости, в том числе то, что неинтересно было бы для выставки Алмазного фонда. А также ординарные камни, которые на ювелирном рынке нужны огранщикам, чтобы изготавливать бриллианты.
Госфонд обеспечивает их реализацию в объеме средств в соответствии с установленными планами. Приобретение новых экспонатов - это незначительный объем по сравнению с реализацией.
Камни покупаете у производителей? По рыночной цене? Или они обязаны отдавать вам часть добычи?
Андрей Юрин: Приобретаются уникальные камни, которые в особом порядке таковыми признаны, с особыми характеристиками. И, конечно, по рыночной цене.
Но для вас действуют скидки как для государственной организации?
Андрей Юрин: Добывающие компании часто в дар передают в состав Госфонда камни, самородки. Остальное - покупаем у них по той цене, по которой они продают покупателю на рынке.
Прямо так и дарят от чистого сердца? Не верю! А вообще сколько денег тратится в год на приобретение драгоценных камней, слитков?
Андрей Юрин: Зря не верите. Такие примеры есть. В последние годы нам поручалось делать большие закупки в кризисный период, когда резко упал спрос во всем мире на алмазы. И надо было поддержать АК "АЛРОСА" (ПАО) как компанию, которая является градообразующей, бюджетообразующей в Якутии. Тогда был закуплен почти полугодовой объем реализации. Сейчас массовые закупки не делаем, так как в целом рынок устойчив и наблюдаются положительные тенденции.
Но я слышала, что и Алмазный фонд дарит свои богатства. Дрездену, например.
Андрей Юрин: Это очень интересная история. Есть в Дрездене уникальный музей "Зеленые своды". Там находятся исторические вещи высочайшего уровня. И часть коллекции была в 1945 году перевезена в Советский Союз. Это были только драгоценности, причем высочайшего художественного уровня. Затем, по решению советского правительства, они были возвращены в Германию в 1950-х годах. Это был акт доброй воли.
А есть люди, которые просто завещают свои драгоценности музею?
Андрей Юрин: Да. Хотя это и не часто происходит.
То, что мы видим на выставке "Алмазный фонд" - это, наверное, лишь вершина айсберга.
Андрей Юрин: Конечно, это далеко не весь Алмазный фонд, но на ней представлены самые интересные экспонаты, которые интересны широкому кругу посетителей.
Например, золотой слиток, который был поднят в 1981 году во время совместной операции с Великобританией с затопленного в 1942 году немцами крейсера "Эдинбург", когда Советский Союз по ленд-лизу рассчитывался слитками. Его ценность здесь уже не только как слитка, но и как вещи, которая на дне Баренцева моря пролежала 40 с лишним лет.
У нас настолько интересные экспонаты, как, скажем, погремушка-свисток императора Александра I, которую невозможно убрать в запасники, потому что она интересна всегда. А есть вещи, камни уникальные, они обновляются.
И каково соотношение выставки к самому Алмазному фонду?
Андрей Юрин: Выставляется, наверное, около 10 процентов от всего Алмазного фонда, но это самое интересное.
Золото всегда в цене
За 50 лет как изменилась цена коллекции Алмазного фонда?
Андрей Юрин: Она только растет. Если в 2001 году золото стоило 271 доллар за тройскую унцию, то сейчас - 1277 долларов.
Рост - более чем в четыре раза в долларовом выражении. В рублевом выражении - почти в десять раз. Сегодня цена в рублях на золото - 2381 рубль за грамм, а было 240 рублей за грамм. А если посмотрим, как ведут себя все драгметаллы, то увидим, что платина сегодня стала не только дешевле золота, но даже дешевле и палладия. Палладий сегодня вышел на второе место среди драгметаллов по стоимости. А самое дорогое - золото. Конечно, художественную стоимость коллекции никакими деньгами не измерить.
Ваш прогноз: золото не подешевеет, как платина?
Андрей Юрин: Думаю, нет. Но мы не только его копим. А также палладий, серебро и другие металлы. Правда, приоритет все-таки по золоту и уникальным камням, которые представляют особую ценность.
Понимаете, золото, палладий, серебро - это же не только металл для ювелирных изделий. Палладий, например, активно используется в автомобилестроении, когда мы говорим о катализаторах и о снижении вредных выбросов, то там без палладия пока не обходится. А золото, серебро связаны с радиоэлектронной промышленностью, с высокотехнологичным производством. Платина, как и палладий, используются в автомобильной промышленности.
И сколько золота накопила Россия? Или это секрет?
Андрей Юрин: Совместно с Центральным Банком - более полторы тысячи тонн, и золотой запас существенно пополняется. Это тренд, который сегодня во всем мире нарастает. Центральные банки и государства накапливают золото.
Я так поняла, что и камни вы покупаете. А потом продаете на аукционе. И сколько в год получается заработать?
Андрей Юрин: В этом году объем реализации составил около 7 миллиардов рублей. Эти деньги поступают в федеральный бюджет.
Вы также пытались продать запасы ювелирных изделий из советских коллекций. Никто не берет?
Андрей Юрин: Те изделия, которые были сделаны в 1980-х годах, как сегодня показали наши продажи, не пользуются спросом, потому что сегодня есть гораздо более интересные вещи. Но мы продолжим эту практику. Их все-таки покупают, но это небольшие объемы - несколько миллионов рублей. В основном ювелиры, чтобы починить, переделать ювелирное изделие, реновацию провести.
Может, не мучиться, отдать на переплавку?
Андрей Юрин: Что касается изделий без камней, то, скорее всего, примем именно такое решение. Для государства это будет выгоднее.
Они достаточно простые по своему дизайну - изделия массового спроса.
Еще один источник пополнения фонда - изделия, которые нелегально ввозятся и изымаются. Здесь встречается что-то интересное?
Андрей Юрин: Все, что изымается таможней, по приговорам суда, обращается в собственность Российской Федерации, поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней. И дальше принимается решение - хранить, если вещи представляют художественную ценность, либо направить на аффинаж для превращения в слитки.
В основном это ювелирные изделия. Не уникальные, будем говорить, массовые изделия. Иногда, правда, бывают исторические вещи, которые пытаются вывезти из страны. Но говорить о широком потоке здесь нельзя.
А древние клады к вам поступают?
Андрей Юрин: Этого становится все меньше и меньше. Недавно в Москве нашли монеты. Но они медные - в музей поступят.
Кольца окольцуют
Министерство финансов заявило о подготовке к маркировке ювелирных изделий. Что ваша организация делает в этом направлении?
Андрей Юрин: Это отдельный разговор. В министерстве финансов принято решение по подготовке введения электронной системы отслеживания товаров.
И именно эта система, мы считаем, наведет должный порядок на рынке продажи драгоценных камней, драгоценных металлов. И самое главное, она защитит потребителя от недобросовестного продавца и изготовителя изделий, когда станет возможным проследить судьбу каждого изделия - от добычи камня до реализации в магазине.
И как она будет работать?
Андрей Юрин: Сейчас эта система находится на стадии разработки. Она заключается в том, что на этапе добычи камня будет специальным образом маркироваться его упаковка.
Невозможно достать камень, не нарушив упаковку. И все последующие операции с ним будут отслеживаться электронной системой. И потребитель будет точно знать, что тот камень, который у него вставлен в изделие, имеет вот такую-то историю, тогда-то был добыт.
Но упаковку можно подменить. И положить в нее что попало.
Андрей Юрин: Нет, это невозможно, потому что она разовая. Она утрачивает свои свойства после вскрытия. В магазин он поступит уже в изделии с клеймом.
Мы считаем, что в следующем году система будет разработана. И, наверное, с 2019 года запустим ее в пробном режиме.
Клеймо будет на самом камне или на металле?
Андрей Юрин: Мы считаем, что это будет на изделии, плюс приложен паспорт к нему. И, по договоренности с розничными сетями, маркировка будет ставиться и на крупных камнях.
А синтетика насколько часто выдается за натуральные камни?
Андрей Юрин: Синтетика бурно развивается. Это путь дальнейшего развития отрасли, это стратегия. Естественно, здесь важно для потребителя отделить синтетический камень от природного. И система кодирования позволит это делать.
Новые Фаберже
А вообще рынок ювелирных изделий сейчас растет, падает?
Андрей Юрин: Если в 2011 году ювелирных изделий в России было продано на 133 миллиарда рублей, в 2012 году - на 171 миллиард, в 2013 году - на 189 миллиардов, то даже в те, как мы считаем, кризисные годы: в 2014 году - на 210 миллиардов, 2015-м - на 220 миллиардов. И в 2016 году - на 226 миллиардов рублей.
То есть кризис кризисом, все говорят, что денег нет, а золотишко-то прикупают.
Андрей Юрин: Да, вот такая статистика.
Скажите, а есть спрос на нашу ювелирную продукцию за рубежом?
Андрей Юрин: Впервые в этом году наши ювелиры при поддержке Российского экспортного центра выехали для участия в международных ярмарках.
Конечно, широко известен за рубежом наш знаменитый ювелир Ильгиз Фазулзянов, который в Париже открывает свой магазин. Это первый случай в истории новой России. То есть сейчас вновь российский ювелир пробивает дорогу на западный рынок. То, что было во времена Фаберже, конечно, утрачено. Будем надеяться, все еще впереди.
А где сейчас в мире живут самые лучшие ювелиры?
Андрей Юрин: Италия, Франция. Арабские Эмираты сейчас начинают тоже активно в этом плане работать. И Россия, конечно.
Как вы думаете, будет расти интерес к нашим мастерам?
Андрей Юрин: Однозначно будет. Потому что это самобытность и характер, то, как российский художник видит, как он может это показать. Конечно, признание - дело не одного дня. Но надо пробовать, пробиваться, показывать наши ювелирные изделия.
Именно поэтому на выставке "Алмазный фонд" 9 ноября открылась экспозиция современных ювелиров России - победителей конкурса, который проводит Гохран России.
И тогда вы будете закупать их для Алмазного фонда?
Андрей Юрин: А почему нет? Лет через пять это вполне возможно.
Все началось с Петра
Андрей Владимирович, Алмазному фонду на самом деле наверняка больше 50 лет.
Андрей Юрин: Фактически - 298. В 1719 году Петр I выделил самое ценное в государстве - коронационные регалии - из частного владения, придав им юридически оформленное положение "государству принадлежащих вещей". И последние поручил хранить Камер-коллегии, а говоря современным языком - министерству финансов. Ценности направили в специальное подразделение Камер-коллегии, определили специальный порядок доступа к ним, когда только три уполномоченных государственных чиновника одновременно могли их взять и затем вернуть. На рубеже XIX-XX вв. в Эрмитаже, в Зимнем дворце создалась галерея драгоценностей, более-менее открытая для посещения.
В период Первой мировой войны, в 1914 году, все эти ценности были эвакуированы в Москву, как в город, который дальше отстоит от линии фронта, они находились в Кремле и в целостности и сохранности пережили там все тяжелые времена. В 1967 году по предложению министерства финансов выставку сделали доступной для публики. Сначала выставка открылась в Кремле как временная. А с 1968 года стала постоянной.
Что увидим на выставке в Кремле
Список изделий, которыми пополнится Алмазный фонд, пока держится в секрете. Раскроют его в Московском Кремле на торжествах, посвященных юбилею Алмазного фонда.
Но для "РГ" завесу тайны чуть-чуть приоткрыли, рассказав об одном из изделий, которым будет пополнена коллекция.
Это золотой браслет, выполненный санкт-петербургским придворным ювелиром Самуэлем Арндт для кабинета Его Императорского Величества в 1860-е годы. В этом браслете располагается миниатюрный парадный портрет Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II. Она изображена женщиной после 50. Эксперты Гохрана предполагают, что, возможно, предмет принадлежит кому-то из членов семьи Романовых или одной из фрейлин или статс-дам.
Браслет скульптурно вылепленный, красивые листья оканта проходят по его центральной части, обрамляя портер Марии Александровны. Несмотря на то, что вещь довольно крупная и эффектная, сделана она легко. Вес изделия 54 грамма. В Алмазный фонд она попадет из одной из художественных галерей России.