16.11.2017 14:20
Общество

Бывший летчик экс-главы Осетии начал разводить яков в горах

Почему личный летчик экс-главы Осетии начал разводить редких горных животных
Текст:  Юрий Гень (Северная Осетия)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №260 (7426)
В молодости Алан Байсангуров был летчиком на пассажирских самолетах Як-40. Теперь ему около 50 лет и, как он сам шутит, "стальных "яков" поменял на живых": стал выращивать горных быков.
Читать на сайте RG.RU

Стадо у Алана насчитывает уже с десяток голов. Корреспонденты "РГ" отправились в гости к бывшему пилоту, чтобы посмотреть, как тот управляется с уникальными животными, которых в других местах Северного Кавказа можно встретить только в дикой природе.

Байсангуров живет в селе Дунта Ирафского района, более чем в сотне километрах от Владикавказа, на высоте 2800 метров над уровнем моря. Здесь всего несколько одноэтажных домов, построенных из дикого камня. Людей, наверное, с трудом наберется два десятка. По окрестным крутым склонам разбросаны огороды, на одном из которых мы и застали Алана Байсангурова за копкой картофеля. Оказывается, время собирать урожай подошло здесь только сейчас.

Как в Осетии отмечают уникальное фамильное торжество

- Стадо поднялось вот туда, чуть выше в горы, - Алан махнул рукой на ближайший холм. - Днем яки уходят туда, а вечером спускаются ближе к селу. Держать их начал несколько лет назад. Дело в том, что в советское время здесь был колхоз имени Калинина, который занимался выращиванием яков. Но потом хозяйство распалось, а горные быки разбрелись по горам и одичали. На них даже начали охотиться - в яке до 350 килограммов мяса, не считая хорошей шкуры и прочего. Я же решил попытаться приручить тех яков, которые после распада колхоза бродили по окрестным горам. Подкармливал солью, оставлял корм. Постепенно они привыкли ко мне. Понемногу сформировал небольшое стадо, приучил пастись в одном месте, подходить к селу...

Алан окончил Армавирское авиационное училище, до 2005 года летал на лайнерах гражданской авиации - преимущественно Як-40. Какое-то время даже успел поработать личным летчиком бывшего главы республики Александра Дзасохова. А после ухода из авиации обосновался в Дунте.

На поиски необычного стада мы отправились в сопровождении хорошего знатока Дигорского ущелья - руководителя патриотического клуба "Родина" Тимура Карданова.

Только походив по тропам, протоптанным яками в окрестных горах, можно понять, насколько человеку нужно быть выносливым, если он хочет жить здесь. Нам предстояло забраться лишь на один холм, однако и это оказалось тяжелой задачей. Подниматься мешала высокая трава вперемешку с колючим кустарником, беспощадно раздиравшим штаны. А на вершине ветер был такой силы, что слезы наворачивались на глаза.

И вот, наконец, мы увидели первого черного быка, покрытого густой шерстью, - он стоял чуть поодаль от стада, словно сторожа подступы к нему. Остальные же яки скрылись в небольшой ложбине. И этот бык-часовой сразу глухо замычал, подавая сигнал остальным: мол, чужаки идут.

- А вон там, на склоне другого холма, видишь, волк бежит? - показывает Карданов.

У горцев глаз наметанный, репортерам же пришлось долго приглядываться, чтобы километрах в трех действительно разглядеть хищника.

- А яки не боятся волков?

- Нет, - поясняет Тимур. - Як слишком крупный даже для стаи волков, чтобы стать их добычей. Тем более что быки пасутся стадами, а ночью сбиваются в плотный круг, в середине которого находятся маленькие телята.

Кавказские фермеры начали восстанавливать яководство

Рассмотреть близко яков не получилось: при нашем приближении животные начинали уходить в горы. Но к оставленной на камнях соли - любимому лакомству - вскоре вернулись. Видно было, что горные быки в этом стаде человека вроде и не боятся, но незнакомцев к себе не подпускают.

- В средние века в горах самой большой ценностью были земля и домашний скот, - рассказывает Карданов. - Если человек решал продать землю, то делалось это так. На участок загонялись животные - овцы или коровы. И сколько их вплотную помещалось, столько и стоила земля. Иногда за небольшой участок отдавали целую отару овец численностью 100 и больше голов. Но домашний скот по-прежнему очень ценится в высокогорных поселках. А яки неприхотливы - их держать очень выгодно.

По словам хозяина гонных быков Алана Байсангурова, за один килограмм мяса в Дунте и окрестных поселках дают 150 рублей. Продав одного яка, который весит не меньше 350 килограммов, можно выручить очень даже приличную по местным меркам сумму: доходы-то в горах у людей небольшие, большинство живет за счет натурального хозяйства.

...Возвращаясь в Дунту, вдруг услышали рев горна, который разносился по всему ущелью. Присмотревшись, возле одного из домов разглядели человека, который стоял на пороге, трубил в большой бараний рог и махал нам рукой.

"Осетины могут уезжать далеко от родных мест, но в конце жизни всегда возвращаются к истокам"

- Похоже, в гости зовут, - улыбнулся сопровождающий.

Оказалось, что Валерий Гатиев - местный житель - действительно позвал в гости таким необычным способом.

- Почему необычным? - удивляется Гатиев. - Наоборот, очень удобно: в горах расстояния большие, а с помощью рога можно друзей позвать даже из соседнего села или о помощи попросить. Сотовая связь здесь тоже не везде ловит. Увидел, что вы по горам ходите, а сами явно не из этих мест, вот и решил пригласить в гости.

"РГ" взяла шефство над высокогорной школой в Северной Осетии

Расспросив о причине визита, Валерий оказался очень рад, что "Российская газета" напишет о родном селении, и зовет в дом - выпить по три рога араки (это традиционный осетинский напиток крепостью около 25 градусов, который готовят по технологиям, сходным с приготовлением виски). Отказаться от такого предложения нельзя - кровно обидишь хозяина.

К счастью, этот рог оказался не больше чем обычная рюмка. Напиток гостям Валерий наливает особым способом - левой рукой и слева направо. По обычаям горцев Северной Осетии это символизирует, что угощение дается "от сердца". Такой своеобразный и колоритный жест расположения и внимания.

...Произнеся тосты, которые полагаются в таких случаях, мы затем садимся в машину, чтобы возвращаться во Владикавказ. Эти места поражают тем, что находятся, кажется, совсем рядом с цивилизацией, но люди тут сохранили традиции, которым уже почти 500 лет.

Прощаясь, задаю Алану Байсангурову, хозяину яков, последний вопрос:

- Почему вы карьеру летчика сменили на жизнь в поселке и на разведение яков?

- Осетины могут уезжать далеко от родных мест, но в конце жизни всегда возвращаются к истокам, - ответил Алан с лукавой улыбкой.

Кто такие яки

Як относится к быкам семейства полорогих и используется как вьючное и мясное животное. Очень хорошо переносит холода и воспринимает разреженный воздух высокогорья благодаря уникальному строению тела. Родиной яка является Тибет, в России он встречается в республиках Тыва, Бурятия, Алтай (там существуют большие стада яков) и на Северном Кавказе.

Рост яка в холке достигает двух метров, а весит животное до тонны. Отличительной чертой его является косматая шерсть, которая свисает с туловища и почти полностью закрывает ноги. От зимних холодов яка защищает густой свалявшийся подшерсток. Существуют свидетельства, что впервые яки были одомашнены человеком еще в I тысячелетии до нашей эры.

Забавы на льду

Владельцы яков иногда наблюдают весьма комические сцены из жизни этих животных. Алан Байсангуров стал свидетелем одного из таких случаев, который поразил даже его:

- Вы не поверите, но яки любят кататься на льду, - рассказывает Алан. - И так смешно ведут себя при этом! Рядом здесь протекает речка - Сонгутидон. Зимой она замерзает. И вот яки выходят на лед и катаются по нему! Причем идут туда специально, потом возвращаются, снова выходят на лед, скользят, падают - и заново повторяют. Наблюдать это зрелище просто удивительно!

Образ жизни Северная Осетия Кубань. Северный Кавказ