На совещание собрались члены кабмина, главы госкорпораций. "Мы по такому вопросу вроде бы не должны собираться в таком составе. Но это вопрос не рутинный, - подчеркнул президент. - Он касается развития судостроения в критически важном для нас регионе - Дальнем Востоке. Касается освоения Арктики, развития Северного морского пути, укрепления топливно-энергетического комплекса".
"Звезда" создается консорциумом "Роснефтегаза", "Роснефти" и Газпромбанка. Перед предприятием в Большом Камне стоит задача стать первой в России верфью крупнотоннажного судостроения. В сентябре Владимир Путин посещал верфь, о чем и напомнил участникам совещания. Там глава государства принял участие в закладке строительства четырех многофункциональных судов снабжения для "Роснефти". Сдать пилотный заказ планируется в 2019 году.
В ходе сентябрьского визита обсуждался перспективный план загрузки предприятия до 2035 года. Президент подчеркнул, что он должен реализовываться в полном объеме.
"Для успешной деятельности необходима эффективная загрузка мощности. Нужно сформировать устойчивый, долгосрочный спрос на выпускаемую продукцию, - поставил задачу российский лидер. - План до 2035 года должен четко выполняться не только "Роснефтью", но и другими заказчиками".
Но это должна быть именно взаимная ответственность, настаивал Путин. Со своей стороны, заказчики обязаны своевременно передавать технические требования на строительство судов и морской техники. А предприятие - поставлять продукцию надлежащего качества по экономически обоснованной цене и в указанные сроки.
Успешную деятельность "Звезды" президент назвал общегосударственной задачей, ведь идет речь - развитии производственных мощностей и создании современных рабочих мест на Дальнем Востоке. "Просил бы не воспринимать это как ведомственную, узкоотраслевую задачу. Это наша общая с вами ответственность", - обратился к собравшимся Путин.
Президент предложил обсудить дополнительные меры для обеспечения стабильной загрузки предприятия. Дискуссия по этой теме произошла уже в ходе закрытой части совещания.
В перспективе верфь будет выпускать целую линейку средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, включающей танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки. Пока "Звезда" не обеспечена заказами в полном объеме. По оценке главы "Роснефти" Игоря Сечина, которую он высказывал ранее, для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 года "Звезде" нужно получить "портфель" в 188 судов.
Загрузка верфей - общероссийская проблема. По данным "Объединенной судостроительной корпорации", в области судостроения и производства оборудования для судов в России работает около 1 тыс. предприятий. Однако производственные мощности загружены от максимально возможных не более чем на 60%.
Владимир Путин на совещании, кроме того, поднял вопрос "о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути".
"Этот шаг позволит нарастить объем морских перевозок, будет укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота, - заявил президент. - Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме и рассчитываю, что уже в скором времени будет принят". По его словам, обсуждаются и планы предоставить такое же исключительное право и в других акваториях.