Мэтт Дэймон играет Гарднера Лоджа, классического коэно-фарговского персонажа, собрата по глупости Джерри из оригинального фильма и Рэя Стасси из третьего сезона сериала. Гарднер - среднестатистический обыватель, с женой, сыном и жилплощадью. У жены есть сестра-близняшка и крупногабаритный добродушный брат, с особой нежностью относящийся к племяннику. Однако герой Дэймона не слишком-то счастлив, и чтобы вырваться из опостылевшего быта в мещанском раю для зажиточных белых людей и сбежать от нелюбимой семьи с любимой женщиной на Арубу, он организовывает хитрую аферу. Которая, естественно, проваливается, что влечет за собой цепь из нелепых смертей в ассортименте от отравления до сожжения.
В то же время в соседний дом вселяется чернокожая чета Майерсов, опять же, с сыном. К сожалению для них, на дворе - пятидесятые, а район, как уже было сказано, - для белых. Не де-юре, но де-факто. И остальные местные жители принимают ряд все более и более агрессивных мер, направленных на вытравление инородных тел из расово однородной среды. Единственные, кто нетерпимости не проявляет - Гарднеры, с младшим из которых отпрыск Майерсов заводит дружбу.
Дружба эта связывает никак более не пересекающиеся линии. Не пересекающиеся, но - зеркально похожие. Во-первых, давление извне на стены одного дома и его обитателей растет прямо пропорционально горе трупов, которая, соответственно, давит изнутри на стены и обитателей другого дома. Во-вторых, причина бед Майерсов и Гарднеров одна - стремление к свободе. Формы свободы разные, как и методы их достижения, но тем не менее.
Выводы отсюда следуют всеразличные. Не всяк тот хороший человек, кто не расист. Не место красит человека, а человек - место (оцените, какой палитрой новых смыслов обогатилась эта пословица в данном контексте). Дружба - это здорово и бывает крепче родственных и тем более амурных связей. Моралеёмкая в целом вещь. А также беспросветно чернушная и притом монохромная - в плане четкого отделения добра от зла.
Добро, очевидно, в меньшинстве, а зло повсеместно, кровожадно до одурения и самопожирания. Вследствие чего добро торжествует, не побеждая, хотя и пуская разок в ход кулаки. "Субурбикон" в основном проповедует толстовское непротивление насилием, без щекоподставлятельства, но и без вышибаний коленом всех подряд. Мол, шерсть клоками со всех, кто лезет, сама слетит. Люди от алчности и злости дичают и тупеют, а там их уже добивают обстоятельства. Тупость, алчность и обстоятельства - лучшие оружия зла против себя самого, поэтому пока оно само себя убивает, лучше просто молча подождать в сторонке. Это, к слову, точное описание одной из последних сцен, где погибает последний злодей (очень смешное и жестокое зрелище), и одновременно - инструкция по выживанию в современном мире.
Клуни с Коэнами дружит так давно и плотно, так заметно доминирующее влияние на него их стиля, миропонимания и всего такого, что "Субурбикон" вполне можно считать произведением братьев. Не самым лучшим, небезупречно срежиссированным (прилежно, но не мастерски), слишком диким и грубым для широких масс и слишком вторичным и прямолинейным для масс утонченных. Но как драматурги Итан и Джоэл настолько круты, что их тексты трудно испортить, даже если постараться. А Джордж, наоборот, старался не испортить и соорудил маленькую, но гордую притчу о людских пороках, кровавую и сурово-ироничную.
4.0