Помаши мне рукой

Рецензия 15.11.2017, 16:31 | Текст: Дмитрий Сосновский

Трудно найти менее подходящее время для выхода нового фильма Виктора Сальвы, чем осень 2017 года. Царящее уже не первый месяц в Голливуде безумие, сопровождающееся поисками утыканных секс-игрушками скелетов в шкафах голливудских небожителей, стало информационным фоном для премьеры картины режиссера и сценариста, некогда отмотавшего срок за педофилию.

Дебютировав в 1988-м "Домом клоунов" - симпатичной пародией на кинговы фобии (первая роль Сэма Рокуэлла, между прочим) - и успев вызвать интерес самого Фрэнсиса Форда Копполы, Сальва тут же едва не угробил свою карьеру, вляпавшись в чрезвычайно грязную историю, от которой никогда не отмоется и чья тень виднеется во всем его дальнейшем творчестве. Впоследствии он (при поддержке все того же Копполы, призывавшего не закапывать оступившийся талант) все-таки вернулся в кино.

Некоторые его работы были очень даже ничего. "Природа зверя" (1995) вот, например, - крепкий и не лишенный остроумия триллер; или "Дом призраков" (2014) - не самый тривиальный хоррор с твистом "под Шьямалана"; даже во внешне унылом "Бульваре страха" (2011) можно обнаружить трогательные линчевы уши.

Другие - очень так себе. Попробуйте удержаться от рвотных спазмов при ознакомлении с неуклюжей и циничной попыткой самооправдания в ванильно-сентиментальной "Пудре" (1995). А от кривой усмешки - за просмотром "Мирного воина" (2006), псевдофилософской поделки а-ля "Эффект бабочки" на основе невнимательных конспектов курса по Кастанеде.

Но "Джиперс Криперс" еще в 2001-м решил непростой вопрос о профессиональной состоятельности Сальвы в его пользу: умело паразитирующий на наследии хорроров 80-х, самобытный и по-хорошему трэшевый фильм ужасов с колоритным монстром в центре сюжета моментально стал культовым. А два года спустя обзавелся вполне достойным продолжением.

Потребовалось еще почти 15 лет для создания триквела - и с учетом сопровождающих съемочный процесс неприятностей (Сальве вновь припомнили его старинные грехи) фанаты франшизы должны считать, что им повезло. Впрочем, должны ли?

Увы, нет. "Джиперс Криперс 3" оказался не только самым слабым из фильмов линейки, но и одним из худших произведений режиссера. Такое ощущение, что за пять лет, прошедших после "Дома призраков", Сальва почти разучился интересно снимать: такого количества пошлейших жанровых штампов от него никто не ждал.

Характерных персонажей предыдущих частей с их карикатурно выпуклыми амплуа сменили невыразительные мямли и многозначительно хмурящиеся буки, обменивающиеся дурацкими репликами в потугах оправдать свое бестолковое поведение. Но хуже всего (не к сюжету же придираться, ей-богу) другое: сам Джиперс Криперс, главный здешний аттракцион, заметно сдал, растеряв всю харизму и деградировав до уровня стандартного маньяка из какого-нибудь заурядного слэшера.

Видимо, догадываясь, что грозный упырь стал выглядеть не слишком убедительно и ленту вытянуть самостоятельно уже неспособен, его создатель соорудил сюжетную линию с рукой-убийцей. Сделав только хуже: своими непроизвольными косплеями барона Мюнхгаузена она вызывает хохот быстрее, чем одноименная черная комедия.

Наконец, безнадежно усугубляет катастрофу то, что почти все сцены - уличные и дневные. Они как будто нарочно вываливают на всеобщее обозрение все недостатки, которые кое-как можно было прикрыть излюбленным и таким, казалось бы, естественным для хорроров средством - ночным мраком. Так что паршивые спецэффекты и дрянная актерская игра ослепительно сияют в лучах солнца, как прыщи на подростковом лбу.

2.0

Читайте также