Это сильно упрощенное содержание романа Ю Несбё "Снеговик", седьмого в серии о следователе Харри Холе. И не так уж сильно упрощенное содержание одноименной его экранизации, в которой кроме голливудских звезд и красивых пейзажей почти ничего нет. Куда-то все делось.
Приключения Харри Холе, конечно, далеко не Дарья Донцова, но не слишком далеко. Как от Земли до Марса. Не близко, но и не другая галактика. Высококачественная беллетристика. Детективная линия необходима, чтобы наметить точку отправления и точку назначения, а затем запустить по намеченному маршруту героя, умного, проницательного и находящегося в непростых взаимоотношениях со всем и всеми. С коллегами, с начальством, с женщиной по имени Ракель, с ее сыном Олегом, с алкоголем, с музыкой, с маньяками, с собой, с серой и скучной в основном скандинавской действительностью.
Все эти взаимоотношения крайне притом важны и развиваются параллельно основному действию, а не просто так, сбоку-припеку. Любой из встречающихся персонажей может оказаться как минимум подозреваемым, каждый из них имеет собственную историю и связь с другими персонажами, и хотя догадаться, кто же все-таки убийца, не так уж трудно, сложными переплетениями сюжетных нитей и плотностью событий текст увлекает. И адаптация его могла бы увлекать не меньше. В виде сериала, например.
Формат полнометражного фильма для "Снеговика" критически тесен. Не впихнешь никак. Только если резать. Много резать. По живому. А если резать много, да еще и по живому, то это уже не адаптация, а изуверство.
По этой причине фильм Томаса Альфредсона так жалок. Он - жертва антигуманного расчленения структуры, удаления жизненно необходимых органов и замены их деревянными протезами. Почему Харри Холе вечно напивается? Что у него там с этой Ракелью? Зачем таинственный душегуб лепит снежных истуканов? Вопросы превращаются в ледышки на студеном воздухе и падают, разбиваясь о мерзлую землю.
Изредка приходя в сознание, лучший сыщик Норвегии, исполненный Майклом Фассбендером, пытается какое-то подобие расследования изобразить. Просит у шефа выделить ему команду. Правда, получив в помощь пару безымянных статистов, ни разу не снисходит до взаимодействия с ними. Ездит в командировки, ведет бесплодные разговоры. А через два часа обнаруживает дверь, выходящую прямо в развязку, которая с самого начала была у него перед носом.
Говорят, пицца похожа на секс. В том смысле, что даже плохая пицца - все равно пицца. Со скандинавским нуаром та же штука. Красив он своей холодной, меланхоличной красотой. И в "Снеговике" встречаются впечатляющие атмосферные кадры: кавалькада полицейских машин мчится в ночи по узкой темной полосе, рассекающей надвое безмолвный белый океан; сирены взрывают тишину, а мигалки окрашивают пространство красным и синим. Несколько секунд чистого визуального удовольствия. Которое, увы, все равно не делает "Снеговик" хорошим скандинавским нуаром.