Толстой бы не одобрил
От районного центра Павлоградка до Ясной Поляны - двадцать минут езды по заснеженной трассе. Не успел наш автомобиль припарковаться в центре деревни, как дорогу преградил мужчина в наспех накинутой телогрейке. Прямо по сугробам со всех сторон к школе бежали воинственно настроенные пенсионерки.
- Мы теперь ночами не спим - караулим нашу "девятилетку", - запыхавшимся голосом объясняет школьный кочегар Олег Москаленко. - Ведь эту школу по кирпичику строили наши родители. Доярки подоят коров - бегут штукатурить стены. Мужики после смены на ферме - все сюда. Даже дети помогали. Моя мама, Нина Петровна Москаленко, работала здесь учительницей начальных классов. Школа - это единственное, что у нас осталось. Мы не позволим ее отобрать.
Несколько дней назад в Ясную Поляну приезжали из администрации - хотели забрать из здания школы отопительный котел. Деревенские едва не схватились за вилы - отстояли. Теперь чиновники пугают стариков уголовным делом - мол, самоуправство это.
В местном магазине развернут настоящий штаб. Староста Сергей Мотыль собирает подписи за то, чтобы сохранить учебное заведение. На тетрадных листочках селяне пишут: "не ломайте", "не губите". Петицию подписали уже 72 человека. Каждое утро Мотыль ездит с тетрадкой в город и обивает пороги разных инстанций. Дошел до Законодательного собрания.
- Уберут школу - конец деревне, - едва сдерживает слезы 68-летняя Евгения Сергиенок. - А ведь у нас тут и газовое отопление, и дорога асфальтированная. А не будет школы - разъедется молодежь, останутся одни старики.
В истории Прииртышья действительно есть достаточно примеров того, как ликвидация школы ставила крест на будущем деревни. Это раньше сельские дети за знаниями в непогоду по двадцать верст ходили. Теперь же их родителям проще переехать. К примеру, в Степановке Саргатского района на школьную дверь повесили замок, и через несколько лет осталось всего десять дворов.
- Когда-то в деревне с таким же красивым названием Лев Толстой впервые начал обучать грамоте крестьянских детей. А в нашей Ясной Поляне ребятишек, наоборот, лишают права на образование рядом с домом, - вздыхают пенсионеры.
Остались без педагогов
В областном министерстве образования утверждают, что школу в Ясной Поляне закрыли исключительно по требованию родителей. Якобы последние постоянно жаловались на низкую квалификацию учителей. На протяжении трех лет подряд девятиклассники не могли сдать госэкзамен по математике. А еще в школе нет собственного спортзала и теплого туалета. Малыши вынуждены бегать по морозу в деревянный нужник.
- Мы не ликвидировали школу в Ясной Поляне, а провели ее реорганизацию и присоединили к средней школе в соседней деревне Хорошки, - объясняет руководитель комитета по образованию администрации Павлоградского района Галина Петровна. - Решили таким образом поднять профессиональный уровень педагогов. В Ясной Поляне учительница русского языка ушла в декрет, а педагог начальных классов перевелась в другую школу. Один и тот же человек ведет и математику, и химию, и физику. Разве это хорошо? Поэтому мы и решили возить ребятишек на автобусе в Хорошки. Там и спортзал отличный, и двухразовое питание, и педагоги с высшим образованием. Юридически мы ничего не нарушили.
В папке у Галины Александровны - заявления от семнадцати родителей на перевод их детей в другую школу. Написаны, как под копирку, собственноручно.
- Нас обманули, - возмущается мама "второклашки" Леры Инна Науменко. - На сельском сходе сказали, что перевод будет временный - до тех пор, пока не найдут новую учительницу. Мы и подписали. А теперь нам говорят - сами виноваты. Мне дочку жалко. Когда она в Ясной Поляне училась - прибегала домой к двенадцати часам. Отдохнет чуть-чуть - и на кружки. Танцами занималась, рисованием. А какие концерты они для нас ставили к каждому празднику! Теперь приезжает домой в три часа, уставшая, вымотанная, замерзшая. О кружках теперь нет и речи.
- Наша школа была самая лучшая, как родной дом, - говорит Лерина подружка, девятилетняя Надя Браун. - Мы до самого вечера из нее не уходили, дружили все вместе, и младшие, и старшие. На гитаре играли, поделки лепили. Я очень скучаю по тем временам.
Инну Науменко поддерживают еще двенадцать родителей, которые обратились за помощью в прокуратуру и следственный комитет.
- У меня дочка-старшеклассница, она с такими нагрузками справляется, - говорит Надежда Лагута. - Но двойняшки еще совсем маленькие. А автобус детям приходится ждать на улице в любую погоду. В буран машины вообще не выходят на трассу. Неужели нельзя было сохранить хотя бы начальную школу?
В Ясной Поляне с демографией все в порядке. На сто дворов - больше двадцати дошколят. Но детского сада нет. Раньше в школе с малышами занимались по три часа в день. Учили их писать, считать, разучивали песенки. Теперь воспитатель Татьяна Кроль осталась без работы, а дети сидят с бабушками.
- В настоящее время по обращению селян проводится проверка, - говорит следователь Таврического межрайонного следственного отдела СУ СКР по Омской области Александр Бравлик.
Есть школа - можно рожать
Впрочем, некоторые семьи оказались по другую сторону баррикад.
- Когда школу закрыли, я сначала испугалась, - признается мама второклассника Ярослава Кочубей. - Но моему сыну в Хорошках очень понравилось. Он легко влился в новый коллектив, завел друзей, учится с удовольствием. Я считаю, что в первую очередь нужно думать не о бытовом комфорте, а о будущем детей. Ведь им же нужно будет сдавать экзамены, поступать в вузы.
Родители, выступающие за закрытие, вспоминают, как одна из учительниц путала английский язык с немецким, а потом выяснилось, что дети даже не выучили алфавит. А еще один педагог не стеснялся приходить на уроки под градусом.
- Это неправда,- негодует продавщица Маргарита Артименок, - моя дочка после окончания нашей школы поступила на бюджет в юридическую академию, а племянница Настя - в педагогический. Но, к сожалению, чиновникам проще закрыть школу, чем заняться своими прямыми обязанностями - привлечь молодых учителей или организовать курсы повышения квалификации.
В яснополянской школе на заботливо выкрашенных голубой краской стенах до сих пор висят трогательные детские поздравления и аппликации со снегирями. А по вечерам на ее крыльце по-прежнему собираются школьники. Потому что это единственное место в деревне, где "ловит" wi-fi. В прошлом году, потратив значительные бюджетные средства, в девятилетку провели Интернет.
При этом в регионе есть позитивные примеры успешного развития малокомплектных учебных заведений. Так, в поселке Майский Москаленского района в десятилетней школе открыли собственную ферму, где трудятся и дети, и родители, и педагоги. Фактически это "градообразующее предприятие" в поселке. А в поселке Бобровка жители таежной глубинки сами построили школу для своих детей.
- Ведь деревня жива до тех пор, пока в ней работают учителя, - говорит местная жительница Ольга Вакенгут. - Есть школа - значит, можно рожать детей, а работа всегда найдется: и на личном подворье, и в тайге - вахтовым методом.
Как выяснилось, в Павлоградском районе школы закрывают, чтобы обеспечить нуждающихся жильем. В яснополянскую школу уже начали привозить "на просмотр" селян, добивающихся крыши над головой в судебном порядке.
Кстати
Сегодня в Прииртышье около двухсот малокомплектных школ. Несколько лет назад, чтобы спасти учебные заведения, местные власти решили создать на их базе социокультурные центры. Возникла идея объединить деревенские школы, фельдшерские пункты, библиотеки и клубы. Это не только реальная возможность отказаться от "оптимизации", но и шанс спасти от запустения глухие деревни. Добротные помещения школ позволяют создать для каждого заведения отдельный изолированный вход. По подсчетам специалистов, после такой реорганизации в каждом районе сэкономили бы на коммунальных расходах более тридцати процентов средств.
Опыт создания подобных центров в регионе уже есть. Нововаршавская гимназия, вошедшая в десятку лучших школ России, работает в этом направлении уже несколько лет. В школе открыты кабинеты юристов, медиков, соцработников, народный университет знаний. А родители проводят уроки вместе с учителями и принимают самое непосредственное участие в воспитании подрастающего поколения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"