Требуется многостаночник?
В этом году рынок труда ожил после периода "летаргии", и дефицит персонала покроется нескоро, сообщил операционный директор кадрового холдинга "Анкор" Борис Воронков:
- Количество заказов от предприятий IT, медицины, военно-промышленного комплекса и АПК (особенно в Воронежской области) выросло более чем на 50 процентов. Идет охота на профессионалов: среди тех, кто ищет работу, их мало. Результат - гонка зарплат. У кандидатов, особенно молодых, велик интерес к новым профессиям. Тот, кто даст возможность их осваивать и проявлять креативность, получит лучшие кадры. На рынке обеспечения персоналом активно развивается аутсорсинг. В прошлом году именно он принес "Анкору" 11 из 12,5 миллиарда рублей выручки. Клиенты передают нам, допустим, складское подразделение или участок на производстве (оставив за собой технологию). Растет готовность и компаний, и сотрудников к работе на "удаленке", без аренды офисов.
Яркий тренд - автоматизация всего, что только можно. Она уже затронула банки, скоро коснется ретейла и других отраслей. По словам Воронкова, вакансий для рутинной работы почти не останется, зато будут востребованы люди, обслуживающие роботов:
- Новые рабочие места появятся в сферах услуг, обеспечения здоровья и творчества. Так что многим придется пройти переподготовку. Сотруднику в любой отрасли нужно быть гибким и не рассчитывать на то, чтобы 20 лет просто просидеть на месте.
Гендиректор местного кадрового агентства "Центр "Карьера" Сергей Муштенко не был столь оптимистичен. По его наблюдениям, условия для бизнеса в городе ухудшаются, и работодатели, раскошеливаясь на наем сотрудников, мечтают получить "десять в одном".
- Требования к продавцу достаточно дополнить двумя пунктами - стратегическое мышление и умение подбирать кадры - чтобы получить портрет гендиректора. Мобильность персонала снижается, так как люди боятся рисковать: здесь зарплату урезали, но если я пойду туда, где обещают больше, то могу не прижиться и остаться без дохода. Многие пытаются компенсировать исчезнувшие премии за счет подработок ("таксуют", чинят компьютеры соседей). Работодатели сокращают часть сотрудников, распределяя их функции по остальным. Люди устают от перегрузок, ошибаются, а это чревато лишними издержками.
Кого должен учить вуз
Так или иначе, вакансий в крупных компаниях Воронежа достаточно. И многие не закрываются годами, подчеркнул девелопер Евгений Хамин:
- При этом люди годами ходят по кругу в поисках работы, у них есть какие-то компетенции. Значит, мы не правы?.. Ладно, мы уже не ждем от выпускников вузов знаний. Их можно почерпнуть в книжках, онлайн-лекциях, на предприятии с наставником. Но тогда зачем вуз? Он способен и испортить взрослого человека, который около пяти лет предоставлен самому себе и в лучшем случае впитывает теорию, но не развивается как личность. Может, надо ввести правильную коммерциализацию высшего образования? Чтобы поступали не все подряд, у кого есть деньги, был вариант обучения в кредит - и формировалась четкая мотивация?
Ужесточить условия для студентов предложил и гендиректор строительной компании "Квартал" Дмитрий Лукинов. Но для этого нужно, чтобы репутация для вуза была важнее, чем пополнение своего бюджета. В России же отчислять за плохую успеваемость и нагружать ребят работой не торопятся, считает он:
- Моя сестра получила в Воронеже степень кандидата экономических наук, поехала учиться в Лондон и сказала, что там за девять месяцев получила больше знаний, чем за все годы дома. У нас придешь на ярмарку вакансий для молодежи - и видишь, что ребята не осознали, зачем столько лет ходили на пары. Мы, предприниматели, конечно, можем системно вкладывать в обучение. Но отдача будет лет через 15, а у нас есть этот горизонт планирования?.. Реальные способы обучить сотрудников сегодня - купить франшизу с готовой системой подготовки кадров либо открыть совместное предприятие с иностранцами. Сейчас я плачу миллионы рублей на работу с одним институтом в США. Нашим вузам такие деньги - не оставлю!
Проблема высшего образования в том, что оно отнесено к услугам, результативность которых зачастую измеряется простым количеством "клиентов", предположил директор компании "Новые медицинские технологии" Игорь Тюркин:
- Вам сварили чашку кофе и предложили - а выпили вы ее или нет, неважно. Так же и с вузами. Кроме того, сегодня человека в обществе ценят за статус и деньги, а не за то, как он работает, какую пользу приносит. Чему мы тогда удивляемся? Не думаю, что стоит ждать из вузов готовых сотрудников. В профессиях, где надо иметь дело с людьми, это в принципе невозможно. Для медицины непрерывное повышение квалификации всегда было нормой, и мы готовы вкладывать в кадры. Я сам постоянно учусь - после медучилища и мединститута разбирался в государственном и муниципальном управлении, потом потребовалась юридическая база… Наши врачи ездят на конгрессы в Сингапур, Париж и Лондон. Но молодой доктор "оперяется" и улетает, поняв, что стоит на рынке гораздо больше.
Найти работника на замену - не так уж сложно. Только он будет отбывать время, а в частной медицине нужен труд с большей отдачей, вдобавок требуется доходчиво объяснять свои действия пациенту - а с коммуникацией у российских врачей беда, констатировал Тюркин.
Как правило, молодые специалисты имеют завышенную самооценку, хотят сразу же получить большой оклад, а то и возглавить подразделение фирмы. Иногда они даже готовы обучать персонал. Но в этих иллюзиях виноват не вуз, отметила гендиректор бутик-отеля "Яр" Яна Чернышова: "Общество надо приучить к мысли о том, что год после вуза должен быть, как на Западе, посвящен адаптации во взрослой жизни - при минимальной зарплате".
Один из четырех-пяти выпускников в России все же получает реальное образование, которое позволяет ему освоиться в профессии, примирительно заметил управляющий филиалом банка "Возрождение" Павел Буравлев:
- В банковской сфере продукты простые - через три месяца новичок начнет работать, через шесть - станет эффективным. В других отраслях времени потребуется больше. Компании просто не понимают, что им нужен не столько готовый специалист, сколько тот, кто умеет думать.
"Двигатель" или "винтик"
Найти думающих работников - самое сложное. Чаще попадается тип, который обозначают термином "безграмотная личность". Такие люди не осознают свои сильные и слабые стороны - и описывают себя фразами из шаблонных резюме.
- Новички выдают себя не за тех, кем являются, а потом оправдывают личные провалы недостатками предприятия, да еще и других к этому подталкивают, - рассказала Чернышова. - Уметь думать, анализировать и развиваться должен даже линейный персонал. Если человек в "строительство" себя ничего не вкладывает - то он и работать не сможет нормально, и лоялен никогда не будет.
По мнению бизнесменов, зрелая личность - залог того, что сотрудник будет инициативным и вовлеченным в общее дело. Правда, и требовать от начальства станет больше. Зато с удовольствием отправится на обучение, поможет внедрить новшества, а в случае обоюдных претензий - пойдет на разумный компромисс с руководством.
- Яркие личности всегда стремятся к самореализации, что может повредить стабильности коллектива. Поэтому, кстати, так быстро разваливаются команды в стартапах, - предостерег главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, худрук проекта "Смешарики" Анатолий Прохоров. - Все знают, что такое закон Парето. Яркая личность, мотивация, "огонь в глазах" - этим обладает лишь 20 процентов людей. Остальных можно назвать экономическим словом "балласт". Но они живые люди и не виноваты, что так устроены.
Сошлись на том, что работники "без огня" и амбиций тоже нужны: кто, кроме них, сможет выполнять рутинную работу, которой пока предостаточно? Мысль развил коммерческий директор компьютерной фирмы "РЕТ" Владимир Колыхалин:
- Главное - прописать четкие инструкции. Иначе требовать ничего не получится. Жить ради работы и карьеры хотят не все. Те самые 80 из ста просто имеют другие приоритеты - семья, хобби… Задача предпринимателя - найти и для безынициативных людей работу, которую они будут выполнять с удовольствием. И не требовать от них большего.
Андрей Ревков, замгубернатора Воронежской области:
- Раньше требования к качествам сотрудника менялись в мире раз в 20-30 лет, теперь - каждые три-четыре года. По-моему, каждый студент и взрослый человек должен хотя бы на базовом уровне знать программирование, как минимум один иностранный язык, основы дизайна в современном смысле слова… и уметь продавать. Тогда он реализуется практически в любой профессии. До половины всех трудящихся способны пройти переподготовку, чтобы улучшить свои перспективы на рынке и больше зарабатывать. Стоит познакомиться со сферой computer science и искусственного интеллекта.