28.11.2017 22:20
Экономика

Почему в регионах ПФО простаивают новые лифты

Тысячи жителей страдают из-за простоя уже смонтированных новых лифтов
Текст:  Андрей Андреев (Киров)
Российская газета - Экономика Поволжья: №269 (7435)
Жители многих домов Кирова столкнулись с серьезной проблемой: уже несколько месяцев там не работают новые лифты, установленные по программе капитального ремонта. Устройства исправны, однако управляющие организации могут их ввести в эксплуатацию и подключить из-за изменившихся правил приемки подъемников.
Читать на сайте RG.RU

Только по данным активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ), заложниками ситуации оказались жители около 20 домов. Особенно тяжело, понятное дело, приходится пожилым людям, инвалидам и мамам с колясками.

В Петербурге новый лифт лишил пенсионерку дома

Так, о неработающих лифтах активистам ОНФ первыми сообщили жители многоэтажки на улице Воровского, 133. Компания-подрядчик завершила монтаж оборудования еще в августе, но лифты до сих пор не ввели в эксплуатацию. Сроки выполнения работ по контрактам уже давно истекли. Аналогичная ситуация в домах № 58 и 43 на улице Лепсе, на МОПРа, 99, на Воровского, 98/1.

Последний дом обслуживает УК Ленинского района, директор которой Павел Сысоев сам еще недавно возглавлял фонд капремонта Кировской области и был одним из инициаторов массовой замены лифтов в многоэтажках региона по причине их изношенности. По его словам, проблема возникла в связи с тем, что законодательство изменилось как раз в тот момент, когда подрядчики должны были сдавать лифты.

- Когда мы заключали весной контракты на замену лифтов, еще не было требований, чтобы документы по ним сдавались в Ростехнадзор, - говорит он. - И сейчас документы сдаются как со стороны подрядчиков, так и со стороны управляющих компаний. Если по нашим бумагам и были какие-то замечания, мы их устранили. А все претензии со стороны Ростехнадзора относятся именно к подрядчикам, которые выполняют работы по замене лифтов.

Как уточняет сопредседатель штаба регионального ОНФ, руководитель строительной компании Дмитрий Сергеев, проблема возникла из-за того, что в августе вступили в силу новые правила эксплуатации лифтов, утвержденные постановлением Правительства РФ N743. Теперь все лифты должны быть зарегистрированы в Ростехнадзоре и внесены в федеральный реестр. Без этого использовать их не разрешается. Перечень документов, которые владелец подъемника (управляющая компания) должен предоставить в Ростехнадзор, весьма обширен. Это и декларация о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза, и страховой полис, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, и договоры со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу, демонтажу, ремонту и обслуживанию объекта и другие.

Столичные власти увеличили объемы замены старых лифтов в жилых домах

- Часть документов необходимо получить от компаний-подрядчиков, а они, видимо, не ожидали, что их работу будут так тщательно проверять, и оказались не готовы предоставить и правильно оформить необходимые бумаги, - говорит Сергеев. - Да и остальные звенья цепи - УК, фонд капремонта, Ростехнадзор и другие организации - тоже вносят свой вклад в затягивание процесса. А страдают в итоге жители домов. Мы провели рабочую встречу с участием всех заинтересованных сторон, на которой еще раз призвали максимально ускорить оформление документов. А чтобы подобная ситуация не повторилась в следующем году, порекомендовали фонду капремонта при проведении торгов прикладывать к техническому заданию подрядчику образцы документов с примерами их правильного заполнения, которые необходимо будет впоследствии предоставить в Ростехнадзор.

Как показали встречи общественников с жителями, из-за сложившейся ситуации шквал недовольства они сейчас обрушили на свои обслуживающие организации. На подъездах некоторых домов даже появились объявления, что УК намеренно затягивают ввод лифтов в эксплуатацию, имея на руках все необходимые документы.

Хотя, как считают в ОНФ, до получения разрешения от Ростехнадзора управляющие компании не имеют законных оснований запускать лифты в эксплуатацию.

Если их запустить сейчас, то именно сотрудники УК в случае аварии с пострадавшими будут нести полную ответственность, в том числе уголовную. Более того, до момента официального ввода лифта в эксплуатацию УК не могут передать лифт на обслуживание диспетчерской службе. Поэтому, если в лифте застрянет человек, вызволять его будет просто некому.

По мнению замначальника управления государственного строительного надзора министерства строительства и ЖКХ Кировской области Василия Милисевича, проблема возникла и благодаря тому, что замена лифтов происходит в рамках госзакупок, и на рынок региона пришли самые разные компании, часть которых не в полной мере осознает свои обязанности.

- Например, по новым домам, где монтаж лифтов ведет кировская компания с большим опытом, - говорит он, - проблем со сдачей их в эксплуатацию нет вообще.

В Московской области начали отключать лифты за долги по ЖКХ

Как рассказали "РГ" в региональном фонде капремонта, изменение законодательства повлияло на ситуацию по замене лифтов. Раньше документы на установленный подъемник передавались в управляющую организацию и если все было в порядке, она запускала лифт. Сейчас, согласно новому законодательству, владелец лифта - УК или ТСЖ - может эксплуатировать лифт на основании решения о вводе его в эксплуатацию, выдаваемого Ростехнадзором. Но при этом документы должны пройти через Ростехнадзор. Как показывает анализ, в Кирове, на который приходится львиная доля заменяемых по капремонту лифтов, 90 процентов нарушений не связаны с какой-то технической неисправностью, а проблемы с именно оформлением документов. Например, есть замечания по окраске полов в машинном отделении, что точно не влияет на безопасность при эксплуатации. Но это тем не менее является обязательным требованием, а при наличии хотя бы одного замечания Ростехнадзор может посчитать - в полном соответствии с законом, - что лифт технически неисправен.

По словам врио гендирекктора регионального фонда капремонта Михаила Кузьмина, иногородние подрядчики предложили цену на 30 и более процентов ниже начальной, оттеснив остальных конкурентов. А дальше произошло то, что часто бывает в результате аукционов, где практически все определяет цена. Если кировская организация работы выполнила вовремя, оформила документы, то сторонние подрядчики сорвали сроки сдачи работ.

- Мы приняли все необходимые меры, - говорит Михаил Кузьмин. - Подрядчиков неоднократно приглашали на совещания с участием Ростехнадзора, управляющих компаний, прокуратуры. Конечно, выставим им штрафные санкции за срыв сроков. Кроме того, они не получат денег, пока лифты не будут сданы в эксплуатацию. Но в любом случае сейчас страдают люди. Чтобы разрешить ситуацию с уже смонтированными лифтами, нужно, как я считаю, разделить нарушения на грубые, при которых нельзя эксплуатировать механизм, и формальные. А на устранение недостатков дать подрядчикам и обслуживающим организациям какое-то время.

ЖКХ Киров Приволжье