Об этом заявил заместитель Генерального прокурора России Иван Семчишин на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов по вопросам ОСАГО.
По словам Ивана Семчишина, самые распространенные преступления - это фальсификация документов о наступлении страховых случаев, использование поддельных бланков полисов, злоупотребления сотрудников страховых компаний.
В то же время деятельность правоохранительных и контролирующих органов оставляет желать лучшего. Раскрываемость мошенничества остается на низком уровне.
Так, в Сибирском округе на первом месте страхового мошенничества - инсценировка ДТП. Они составили 76 процентов случаев. На втором месте - подделка бланков полисов. Это 20 процентов от всех случаев мошенничества.
Допускаются факты некачественного проведения доследственных проверок, принятия по их результатам незаконных решений. Так, например, в Барнауле сотрудник ГИБДД оформил 150 ДТП с одними и теми же лицами. Причем даже без выезда на место. Но уголовное дело было возбуждено только после проверки Генпрокуратуры.
В этом совещании принял участие полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. По его словам, вопрос давно назрел. Есть много обращений от граждан. Ситуация следующая. Если у автомобилиста нет полиса ОСАГО, автолюбитель не может пользоваться автомобилем. Но некоторые страховщики не продают полисы или навязывают дополнительные услуги. А также страховщики зачастую затягивают или занижают выплаты. В то же время растет количество мошенников-автоюристов, растут убытки страховых компаний и, как следствие, увеличиваются тарифы. Гражданам приходится за страховку платить больше.
- Может, стоит сделать так, чтобы автомобилисту было бы выгодно обратиться к страховщику, а не продавать свои права посредникам? - отметил Сергей Меняйло. - Но автоюристы развиваются там, где граждане не могут получить услуги страхования на должном уровне.
Директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук напомнил, что за 14 лет существования ОСАГО количество компаний сократилось в 3 раза. Их было 180, а осталось только 60. Поэтому контроль за компаниями довольно строгий. В день в Центробанк поступает до тысячи жалоб на страховщиков. Но ситуация с навязыванием дополнительных услуг по сравнению с прошлым годом сильно изменилась. Таких жалоб очень мало. Исправить ситуацию помогло введение периода охлаждения - пять дней. Навязали человеку дополнительный полис, он может в течение пяти дней вернуть его и получить все деньги. С 1 января Центробанк увеличит этот период охлаждения до 14 дней.
Что касается отказа компании продать полис, то есть электронный полис ОСАГО. Только в этом году таких полисов продано 6 миллионов. В Сибирском округе 20 процентов полисов можно купить через Интернет.
Впрочем, электронный полис также стал орудием мошенников. В Интернете создаются клоны сайтов страховых компаний, которые продают липовые электронные полисы. Также некоторые водители покупают электронные полисы задним числом. Произошла авария, а водитель не застрахован. Он с мобильника выходит на сайт страховой компании, покупает электронный полис, а потом тут же оформляет аварию.
Поэтому страховщики предлагают ввести системы охлаждения для электронных полисов через три дня.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс напомнил, что сейчас в регионах страховщики объединяются в рабочие группы и вступают во взаимодействие с правоохранительными органами под руководством прокуратуры. Это показало довольно высокую эффективность по борьбе с мошенничеством в Уральском округе. Поэтому такой опыт надо развивать. В той же Челябинской области было возбуждено более 900 уголовных дел.