Академик РАН, Герой Труда Российской Федерации Юрий Соломонов известен как создатель стратегических ракетных комплексов наземного и морского базирования, он же в недавнем прошлом - генеральный директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники. В разные годы здесь рождались ракетные системы "Пионер", "Тополь", "Тополь-М", "Булава", "Ярс", "Рубеж" и много чего еще, о чем не пришло время рассказывать в газетах.
Несколько лет назад академик Соломонов выпустил публицистическую книгу "Ядерная вертикаль" и уже тогда заявил о себе как автор с независимыми суждениями и собственным взглядом на все происходящее. Причем не только на события и тенденции и в сугубо профессиональной сфере оборонно-промышленного комплекса и современных вооружений, но и на проблемы общего мироустройства, мировой политики и те решения, что принимают люди, наделенные властью.
А в этом году у Юрия Соломонова уже вторая книжная премьера. И вторая - в стихах. Минувшим летом в Москве презентовали его первый сборник исторических этюдов под названием "Что было, то и будет…". Даже люди, близко знакомые с Юрием Соломоновым, были немало удивлены столь глубоким знанием мировой истории и неожиданной манерой ее стихотворной интерпретации. Мнение академика Владимира Фортова мы сегодня приводим.
В Центральном доме журналиста автор представил новую поэтическую книгу - "Лишь тех в вожди мы выбираем". По нынешним временам она вышла немалым для таких изданий тиражом 4 тысячи экземпляров.
"В системе координат "пространство - время" единственным объективным свидетелем значимости прожитой жизни является время, - отмечает автор в кратком вступительном слове. - История многократно подтверждает сказанное. Вот почему подлинное величие Человека, в силу непредсказуемой сложности собственно модели развития, не может определиться его настоящим, а измеряется на весах истории временем".
В новой книге Юрия Соломонова есть очень интересная по философскому смыслу поэма "Копье Судьбы". Автор прослеживает историю копья Лонгина, которым, как гласят предания, этот римский центурион прекратил мучения Христа на Кресте, нанеся смертельную рану еще живому Спасителю. С тех пор копью приписывают то, что оно дарует военную удачу своему владельцу. И владеть им единолично пытались многие, последним хозяином копья Лонгина считал себя Гитлер. Автор поэмы рассуждает о том, что если человек нечестив в своих мыслях, а свое могущество связывает только с магическими артефактами, тем более божественными, он обречен. Добро и Зло несовместимы.
Мысли о войне и мире, о том, куда идет человечество и куда ему надо идти, естественно, звучали на творческом вечере ракетчика-поэта.
Интересно было услышать его позицию по ЕвроПРО. По мнению Соломонова, ПРО - это не столько оружие, сколько инструмент политики. Он уверенно заявил, что российские стратегические ракеты прорывают эту широко рекламируемую американцами оборону практически со стопроцентной вероятностью. Вот только атаковать своими ракетами что Старый Свет, что Новый Россия не собирается. Так что пусть деньги тратят, у них их много.
Создатель морской стратегической ракеты "Булава", рождение которой было трудным, не мог не коснуться и ее судьбы. Как рассказал Соломонов, все проблемы с этой ракетной системой связаны с 1990-ми годами, с развалом СССР и советской ракетостроительной кооперацией. К тому же в те годы началась деградация профессионализма на производстве. Многие настоящие мастера своего дела из-за хронического безденежья уволились, стали искать другую работу. Многие состарились, ушли на пенсию, так и не передав свои навыки тем, кто шел им на смену. Потом это аукнулось весьма печально. И то, что "Булава" вообще появилась, можно считать чудом. Ну и, конечно, личной заслугой ее главного конструктора.
Сегодня все проблемы сняты. "Булава" стоит на боевом дежурстве, нареканий к ней со стороны военных нет.
Стоит напомнить, что в истории с этой ракетой Юрий Семенович Соломонов поступил как человек, для которого понятие Честь не пустой звук. После серии неудачных пусков, хотя в них не было никакой его вины, Генеральный конструктор Московского института теплотехники, где под его руководством разрабатывали "Булаву", подал в отставку. Так в нашей стране никто не поступал ни до него, ни после.
Невольно вспоминаешь этот шаг Соломонова на фоне череды катастроф "Протонов" и "Союзов" - еще в советское время отлаженных до высшей степени надежности. Серийные ракеты падают одна за другой, а эффективные топ-менеджеры и в ус не дуют. Честь и достоинство - это не про них.
Интересно, что ракетчик, отдавший своему делу десятки лет и продолжающий работать, не уверен, что наши ракеты обязательно должны бороздить просторы Вселенной. Он считает абсурдом готовить человеческую экспедицию на Марс. Пусть его изучают автоматические станции и роботы. А посылать человека на Красную планету слишком дорого и совершенно не нужно.
Наша родная планета, как сказал Соломонов, сегодня изучена намного хуже ближнего космоса. На земле, под землей и под водой еще таится масса загадочного, совершенно неисследованного. А ведь от того, что происходит у нас буквально под ногами, само существование человеческой цивилизации зависит гораздо больше, чем от ответа на вопрос: есть ли жизнь на Марсе.
Сейчас Юрий Соломонов готовит цикл стихов о русской истории. По его мнению, она очень сильно и весьма символично перекликается с историей мировой, в том числе ближневосточной. А из конкретных исторических фигур автор наметил к "поэтической разработке" Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
Академик Владимир Фортов: Его дар стал для меня откровением
- Из всех великих советских оборонщиков - а академик Юрий Семенович Соломонов, безусловно, стоит в первом ряду - никто не был замечен в занятиях поэзией и историей. В поэзии профессионально разбирался, насколько я помню, только Лев Давидович Ландау. Это был гений. Он нашел несколько блестящих решений для атомной бомбы. После работы Ландау часто брал в руки томик Баратынского, стихи он читал обычно вслух и так - отдыхал. Но Ландау не писал стихов. Даже шуточных.
Стихи писал академик Владимир Евгеньевич Захаров. Сегодня он имеет пять или шесть сборников. И я горжусь, что одно из его стихотворений посвящено мне. Но Захаров - это любительские стихи. Поэзия академика Соломонова - иного рода. Во-первых, всеохватывающий исторический взгляд: Древний Рим, Древний Египет, Малая и Средняя Азия, Древняя Персия, Македония…
Соломонов - создатель ядерного щита России: "Тополь-М", "Булава", "Ярс", "Рубеж", "Блуждающий старт" (БЖРК "Баргузин"). Историю древних миров Соломонов изучает тоже как ученый, и этот его дар стал для меня откровением. Работая рядом с ним (в каких-то вопросах вместе с ним) долгие годы, я понятия не имел, что главный ракетчик страны - настоящий поэт. Свой взгляд на историю - да. Глубокие (и сугубо личные) оценки - конечно.
Я знал, что Соломонов пишет прозу. Но когда я впервые услышал его стихи (а Соломонов читает свои стихи так, как читают стихи только поэты, упиваясь рифмой - "девушкой "лингвистикой"), рот у меня открылся сам собой. Никто из нас, его современников, его друзей, не знал, что он поэт. Да и он сам не знал. Этот дар открылся у него уже после 90-х, когда мы - мы все - чуть-чуть вздохнули, когда весь этот ад, ад 90-х, остался позади… Понимаете, есть люди, которые работают через силу. Они честно и добросовестно делают свое дело. Но работа им всегда в тягость. А в Библии сказано: "Господь не по силам креста не дает". Школа академика Соломонова - это всегда настоящее творчество. Всегда! Соломонов работает, не уставая, он всю жизнь - в блестящей форме, и его лучшие ученики (а их - тысячи) ему под стать. Он закончил МАИ. Сергей Павлович Королев имел кафедру в МВТУ, хотя он был предельно замотанным человеком и (как всем казалось) со сложным характером, но со студентами он отдыхал: лекция как отдых, вокруг тебя - молодые глаза!
И поэзия Соломонова, как и вся его школа, прежде всего - для молодых. Она органично дополняет то, что является основным в его жизни - укрепление обороноспособности страны. Мы уже сегодня по ракетам опередили американцев на 10-12 лет. Да, это изделия Московского института теплотехники и возглавляемой им кооперации предприятий отодвинули от России третью мировую войну, хотя после Крыма третья мировая казалась неизбежной.
Я не знаю сегодня ни одного ученого, который обладал бы сейчас в России таким авторитетом, как Соломонов. И так же свободно (внутренняя свобода для ученого - вещь совершенно необходимая), Соломонов пишет стихи.
Есть такая красивая наука - теория функции комплексных переменных. Я ее проходил, когда учился. И Соломонов ее проходил. Это - сложная наука. Но она - очень красивая. Красота и сложность. Как две сестры-близняшки. Вот и поэзия Героя Труда России, Лауреата Государственной премии СССР Юрия Семеновича Соломонова - красивая и сложная. Поэзия на одном дыхании…
Книга поэм академика Соломонова - действительно есть продолжение (и какое продолжение!) его дела, дела его жизни. Он должен удивлять людей. Он должен открывать. И пишет он, потому что не может не писать - если человеку что-то дано, оно разрывает его изнутри, не дает покоя, и Соломонов (его рабочий день вот уже несколько десятилетий начинается в одно и то же время: 5 часов утра) пишет в основном по утрам, субботам и воскресеньям, иногда, если мысли нахлынут, по ночам, в абсолютной тишине, когда ничто не мешает ему погрузиться в глубину веков и вести диалог с великими полководцами и мыслителями - судя по вышедшей книге, им действительно есть, что сказать друг другу.