Саакашвили пришли арестовывать в семь утра: оперативные сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) вместе с прокурорами явились к его дому в центре Киева, на улице Костельной, и принялись выламывать двери в двухуровневую квартиру под предлогом проведения обыска. Саакашвили успел позвонить своим соратникам и выбраться на крышу дома, правда не успев одеться соответственно сезону - он был в легком джемпере и пиджаке. Время на крыше - около часа - экс-президент Грузии провел с большой пользой для себя: тянул время в ожидании подкрепления, и поносил Петра Порошенко самыми оскорбительными по украинским меркам словами - "коррупционер", "барыга", "террорист", "диктатор", и т.д. Оторвать себя от крыши полутора десяткам оперативников он позволил в тот момент, когда у дома собралась изрядная толпа сторонников, включавшая нескольких депутатов Верховной Рады.
Неуклюжая попытка ареста проходила фактически в прямом эфире - десятки людей вели прямую трансляцию в социальных сетях, только усиливая призывы арестованного к граду и миру прийти на его защиту. Голос Саакашвили был услышан: к моменту, когда сотрудники СБУ выводили его из подъезда и усаживали в синий микроавтобус, вокруг уже толпились до трех сотен взбудораженных сторонников, которые создали для силовиков непреодолимые препятствия. Они не давали двинуться с места машине, провоцировали полицейских и бойцов Нацгвардии, вступали в стычки, перегораживали дорогу мусорными контейнерами. Полиции пришлось применить слезоточивый газ, и задержать пятерых наиболее активных фанатов Саакашвили. В конце концов, группа поддержки все-таки заблокировала медленно, с боями, продвигавшийся в плотном окружении силовиков микроавтобус неподалеку от здания Украинского дома - бывшего музея Ленина, а ныне международного конгресс-центра, от которого рукой подать до Верховной Рады и здания Кабинета министров. Комфортному "автозаку" просто прокололи шины, а все увеличивающаяся толпа взяла в кольцо сопровождавший Саакашвили конвой, вдруг оказавшийся в явном меньшинстве.
До своего освобождения Саакашвили провел в микроавтобусе около четырех часов, причем в это время крыша автобуса превратилась в импровизированную трибуну, откуда разгоряченные сторонники бывшего президента и губернатора призывали на головы Порошенко и его присных самые жестокие кары. В это время Сакашвили ожидаемо стало плохо, и правоохранители разрешили врачам посетить пациента. Тем временем сторонники арестованного экс-губернатора уже принялись разбирать брусчатку на улице Костельной и сооружать вокруг заблокированного автобуса баррикады из подручного материала. Наконец, морально подавив конвой и разбив в микроавтобусе стекла, толпе удалось вытащить Саакашвили на волю.
В этот момент в Верховной Раде генпрокурор Юрий Луценко обосновывал задержание Саакашвили. Он пугал депутатов "русской зимой", доказывал, что Саакашвили связан с экс-президентом Януковичем через беглых украинских бизнесменов, якобы авансировавших тому грандиозную суму в 300 тысяч евро на госпереворот, и даже поздравил депутатов с предотвращением "силового сценария". Официально Саакашвили инкриминируют ч.1 статьи 256 УК Украины - "Содействие участникам преступных организаций и сокрытие их деятельности путем предоставления помещений или иным способом", что предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы.
"Мы смогли убрать опасность развития силового сценария. Думаю, что спецслужбам нужно сказать спасибо за покой на улицах Киева и нейтрализацию московского плана русской зимы в Киеве", - вещал Луценко, еще не знавший, что Саакашвили уже на свободе, и движется к парламенту, поддерживаемый по меньшей мере тысячной группой сторонников.
До своего освобождения Саакашвили провел в микроавтобусе около четырех часов
При этом полиция и Нацгвардмия с пути его следования неожиданно исчезла. Не исключено, что на то был приказ главы МВД Арсена Авакова, вновь занявшего, судя по его заявлению в Facebook, нейтральную позицию в противостоянии Порошенко и Саакашвили. "Любой конфликт имеет только законный путь разрешения - пока не будет решения суда - все происходящее не найдет решения. Саакашвили обязан подчинится требованиям закона", - в высшей степени двояко высказался Аваков.
Прокомментировала события вокруг Саакашвили глава партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. в выражениях она не стеснялась: "Это именно расправа, по-другому это назвать нельзя. Ворвались к нему в жилище, не допуская адвокатов, не допуская народных депутатов. Мы можем быть в разных отношениях с Саакашвили, но не можем закрывать глаза на политический террор. Никто не имеет права проводить массовые репрессии на глазах у всего мира и осуществлять расправу над экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Это политический террор, который стал лицом Украины".
Предварительную осторожную поддержку "Михаилу освобожденному" высказали и в Евросоюзе: представительство ЕС на Украине призвало украинские органы власти "не нарушать основные права господина Саакашвили".
На момент подписания этого номера "РГ" Саакашвили находился в палаточном лагере своих сторонников у стен Верховной Рады, и призывал к немедленному "очистительному майдану". "Хватит Порошенко и его кумовьям занимать государственные посты. Мы должны сегодня собраться тут - мирно, спокойно - и сказать парламенту: хватит, банду геть, импичмент! Вы меня вытащили сегодня. Вы сегодня спасли мне жизнь, и теперь она принадлежит вам и Украине. Приходите на площадь у Верховной Рады. Прямо с работы. Заставим их уйти, пока у них есть шанс", - говорил в микрофон заметно уставший от утренних передряг Саакашвили. "Ветераны АТО" и иные завсегдатаи палаточного городка в это время подносили к стенам парламента шины.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Фоторепортаж: Задержание Михаила Саакашвили в Киеве