Конечно, в основном, параметры микроклимата подземки контролируются автоматически. На многих станциях установлены стационарные датчики, которые измеряют более двадцати параметров. Они постоянно следят за тем, чем дышат пассажиры. Но минимум раз в десять дней на каждой станции показатели проверяют еще и вручную.
Как правило, результаты измерений укладываются в нормы. Например, превышения по пыли и СО2 в метрополитене не припомнят. Уровень запыленности, говорят в пресс-службе, не выходит за пределы 20-50% от максимально допустимого значения в 0,5 мг на кубометр. Хотя источников хватает: пыль в воздух попадает в результате истирания полов, лестниц, высыхания грунтовых течей, от поездов и с одежды самих пассажиров. Углекислого газа тоже хватает - все-таки через метро проходят 8 млн пассажиров каждый день. Но система вентиляции со всем этим справляется легко. Ежесуточно перерабатывается около миллиарда кубометров воздуха. "На каждой станции весь объем воздуха меняется от трех до пяти раз в час", - рассказывает Иван Шуйский, ведущий инженер лаборатории микроклимата.
Вентиляция - это основной инструмент лаборатории. Жарко летом - обороты прибавляют, холодно зимой - как ни странно, тоже добавляют оборотов. Зимой температура не должна опускаться ниже +10, летом - подниматься выше +28. Зимой метрополитен обогревается за счет летнего тепла - так задумывали еще при начале его строительства. Грунты за лето прогреваются на глубину примерно 10 метров, и постепенно за зиму метрополитен им помогает вентиляторами остывать - загоняя тепло в тоннели, а оттуда поезда выносят его на станции. Лето грунты вокруг вентшахт встретят снова холодными - тогда они будут помогать остужать подземку и копить тепло на следующую зиму. Поэтому март самый прохладный месяц в подземке - температура постепенно опускается со средних +18 градусов осенью до +10 весной.
Воздух в метро чище, чем наверху, хотя и забирают его с улицы - часть воздухозаборных шахт расположены в парках и лесах.