Не менее трех процентов, по оценкам разных источников, составит рост экономики Киргизии по итогам 2017 года. По самым скромным подсчетам, ВВП страны увеличится как минимум на 15 миллиардов сомов.
- В начале октября 2017 года сформировались новые внешние риски, которые могут ограничить показатели роста через каналы внешней торговли, - отмечают эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР), составлявшие обзор тенденций в киргизской экономике. - Вполне вероятно, что замедление внутригодовой динамики роста ВВП окажется более существенным, чем ранее ожидалось. С сокращением объемов производства золота и ограничением поставок в страны Евразийского экономического союза возрастает вероятность, что в последнем квартале 2017 года динамика экспорта станет отрицательной.
Эксперты Евразийского банка развития не ожидают значительного увеличения объемов импортных поставок в Киргизию. По крайней мере - в последние недели 2017 года. В ЕАБР это объясняют "замедлением активности в потребительском секторе". "Годовые темпы роста в розничной торговле ниже, чем за аналогичные месяцы 2016 года, а рост вновь принятых депозитов существенно замедлился", - утверждают в Евразийском банке.
Всемирный банк, вместе с тем, сохраняет прогноз роста ВВП Киргизии по итогам года в 3,5 процента. При этом отмечается, что далее объемы внутреннего валового продукта будут увеличиваться более значимыми темпами. В 2018-м году экономика может вырасти на 4,2, а в 2019-м - уже на 4,8 процента.
По оценкам экспертов Международного валютного фонда, ВВП страны увеличится как минимум на 3,2 процента. Как пояснил Эдвард Джемайель, глава миссии Международного валютного фонда, побывавшей в Киргизии, ранее предполагалось, что темпы развития экономики достигнут 3,5 процента, однако объем торговли с основными партнерами респуб-лики увеличивался несколько медленнее, чем ожидалось.
- Мы предполагаем, что проблема решится к концу текущего года, - утверждает он. - Если этого не произойдет, мы пересмотрим наши прогнозы на следующий год. Пока же, по нашим оценкам, рост ВВП Киргизии может достигнуть в 2018 году 3,3 процента.
Что любопытно, министерство экономики КР смотрит в будущее чуть менее оптимистично. Рост ВВП в 2017 году, по оценкам ведомства, может составить три, а в 2018-м - 3,6 процента. Отчасти это объясняется ожиданием снижения объема промышленной продукции, которая, в основном, обеспечивается работой золотого рудника Кумтор.
- Снижение добычи на месторождении Кумтор, прогнозируемое нами, даст отрицательный эффект, - заявил министр экономики Киргизии Артем Новиков. - Объем промышленной продукции в 2018 году может снизиться на 0,4 процента. Однако будет наблюдаться рост в аграрном секторе - на 3,2 процента. Ожидаем увеличения показателей в производстве нефтепродуктов и текстиля. Планируется создать дотационные зоны для некоторых предприятий, программы по льготному кредитованию. Будут реализовываться совместные проекты с Узбекистаном по сборке автобусов и сельхозтехники. В секторе строительства также ожидается рост - на уровне 10,5 процента.
В Нацбанке Киргизии, вместе с тем, ожидают, что по итогам 2017 года экономика продемонстрирует рост в 3,5 процента, а в 2018-м темпы развития увеличатся до 4,7. В этом регулятор согласен с международными финансовыми институтами.
Прогнозы правительства близки к оценкам Центробанка республики. Кабинет министров ожидает, что темпы развития экономики по результатам уходящего года составят 3,5 процента. Связано это с рядом причин, среди которых увеличение доходов республиканского бюджета, налоговых и таможенных поступлений и параллельное сокращение расходов государственных структур.
- Правительство в текущем году планирует обеспечить рост доходов республиканского бюджета от 126,8 до 141,5 миллиарда сомов, - заявил премьер-министр Сапар Исаков. - Налоговые доходы вырастут на 1,8 миллиарда - путем увеличения поступлений по линии Государственной таможенной службы. Неналоговые доходы на 2017 год составят 27,5 миллиарда сомов или увеличатся на 6,8 миллиарда от ранее утвержденных. Правительство одновременно сокращает на 11,4 миллиарда расходы государственных органов на приобретение товаров и услуг, оплату услуг финансового сектора и другие незащищенные статьи бюджета. Это необходимо в целях сбалансированности бюджета и снижения уровня его дефицита.
Росту экономики Киргизии, вместе с тем, способствовало то, что власти направили средства на поддержку реального сектора. Приоритетным оставалось финансирование сельскохозяйственных производителей, ориентированных на рынок Евразийского союза, экспортоориентированных и импортозамещающих предприятий.
В среднесрочной перспективе, по словам Сапара Исакова, рост будет более значительным. Он прогнозируется в среднем на уровне 4,5 процента - вплоть до 2020 года включительно. Причем развитию экономики, на его взгляд, будут способствовать, реализация крупных инфраструктурных проектов, включая строительство автодороги Север - Юг, реабилитация Токтогульской ГЭС и сокращение финансовой зависимости от внешней помощи и льготных кредитов.
Добиться так называемой финансовой независимости кабинет министров намерен благодаря сокращению теневой экономики - путем внедрения современных цифровых технологий и улучшения налогового администрирования.
Тем временем
Киргизские сыры и картофель готов покупать Узбекистан. По словам министра экономики КР Артема Новикова, правительство прорабатывает альтернативные рынки сбыта местных товаров. "Накануне в Ташкенте подписано несколько двусторонних контрактов, - заявил он. - В ближайшее время будем готовить бизнес-диалог с узбекскими партнерами, чтобы предприниматели могли представить нашу продукцию и найти партнеров. Прорабатывается вопрос и с китайской стороной".
Киргизия, по данным минэкономики, готова предложить узбекской и китайской сторонам картофель, молочную продукцию, строительный камень, уголь.