11.12.2017 09:14
Общество

Вузы станут центрами экспертизы

Вузы станут центрами экспертизы
Российская газета - Спецвыпуск: Опорные университеты России №282 (7448)
Регионы нашей страны значительно различаются как по природно-климатическим условиям, так и по экономическим возможностям и кадровому потенциалу.
Читать на сайте RG.RU

Во многих из них не хватает серьезной научной базы, которая позволяла бы грамотно анализировать и мониторировать текущую ситуацию, выполнять функции аналитического центра при принятии значимых для региона решений. Эту функцию проект "Опорные вузы России" также включил в базовые задачи вновь созданных университетов, и они стремятся ее решить, внедряя проектное планирование, выбирая конкретные прикладные темы для научных исследований и студенческих разработок.

Во Владимирском государственном университете в сентябре этого года началось создание объединенного регионального центра инженерных компетенций и наукоемких технологий. Цель новой площадки - внедрить инновационные технологии в процесс подготовки инженерных кадров. Это должно помочь владимирским предприятиям добиться технологического лидерства.

Студенты колледжей смогут претендовать на гранты президента

- Проект предусматривает комплексное решение актуальных инженерно-технических задач промышленных предприятий области и близлежащих регионов, в том числе региональных центров импортозамещения, - рассказал "РГ" начальник управления научно-исследовательской деятельности ВлГУ Илья Паньшин. - В последние годы многие предприятия потеряли технологическое преимущество. Из-за нехватки компетенций теряются заказчики. Мы предложили создать объединенный центр: в нем и конструкторское бюро, и центр разработок, востребованных различными предприятиями. Мы приглашаем их сотрудников и создаем им все условия для работы - так им будет проще создавать новые виды продукции и выходить на рынок".

В центре создается пять площадок, посвященных микроэлектронике, робототехнике и мехатронике, поддержке строительной индустрии, производству новых материалов.

Создается новое литейное производство, поддерживается и внедряется новое программное обеспечение. А также внедряются аддитивные технологии, новые идеи проектирования и конструирования.

В Ульяновском государственном университете создали инновационный многофункциональный научно-образовательный центр реабилитации. В задачи центра входит проведение исследований в области реабилитологии и апробация новых методов восстановительного лечения. Вуз будет обеспечивать подготовку специалистов с высшим образованием для медицинской, физической, психологической реабилитации, а также вести медицинские исследования и апробацию новых методов восстановительного лечения. Он также должен стать площадкой генерации позитивных медико-социальных инициатив для развития своего региона.

Кроме этого, региональный минздрав поручает опорному университету медицинский аудит по трем важнейшим социальным проблемам: сердечно-сосудистые заболевания, онкология, женская и младенческая смертность.

- В этом году при минздраве области создан экспертный совет ученых-реабилитологов УлГУ. Это позволяет нам совместно с партнерами - Союзом реабилитологов России - предлагать новые организационные решения и технологии оказания реабилитационных услуг населению, - рассказала "РГ" декан медицинского факультета Института медицины, экологии и физической культуры УлГУ Людмила Белова. - Например, медики работают в мультидисциплинарной бригаде, налажена четкая маршрутизация больных с учетом их реабилитационного потенциала, молодыми учеными разработана инновационная методика механотерапии, на которую оформлен патент на изобретение.

Названы лучшие школы искусств Подмосковья

Научные сотрудники Саратовского государственного технического университета им. Ю.А.Гагарина выступают экспертами целого ряда проектов и программ, которые реализуются в регионе.

- Это проекты по благоустройству территорий, развитию Саратовской агломерации, а также проекты, связанные с транспортным и дорожным строительством, электроэнергетикой, - рассказал ректор вуза Игорь Плеве. - Такое взаимодействие позволяет создавать научно-практическую и экспертно-аналитическую базы для принятия эффективных решений на всех уровнях по развитию региона в целом.

Евгений Кисляков, руководитель проектного офиса по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации", заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве Российской Федерации:

- Через 15-20 лет повысится спрос на исследователей, инженеров, работников медицины и образования, социальных работников, фитнес-тренеров, менеджеров и работников сферы услуг. Необходимо готовить профессионалов новой формации, владеющих цифровой грамотностью, бизнес-технологиями, социальными навыками (soft skills).

Летом 2017 года была принята программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Одно из ее направлений - "Кадры и образование". Основные вызовы, которые должна решить программа, - это освоение информационных технологий представителями всех без исключения профессий и формирование современной гибкой системы подготовки специалистов. Подход к обучению должен поменяться на всех уровнях. На специальном и высшем профессиональном уровне нужна плотная интеграция с компаниями-лидерами рынка, которые формулируют потребности, определяют набор компетенций, предоставляют возможности для стажировок и т.д.

Какие вузы выбирают иностранные студенты

В регионах проводниками новых тенденций могут стать опорные вузы. Аналитическая поддержка, которую они должны оказывать руководству регионов, поможет перестройке производства и приходу профессионалов, готовых к работе в цифровой экономике.

Алексей Клюев, директор Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, завкафедрой ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию:

- Интеллектуальная поддержка процессов регионального развития, - одна из ключевых задач опорного университета. До сих пор аналитические экспертные функции в большей степени были сосредоточены либо в федеральных структурах, либо такой аналитикой занимаются сами региональные власти, что не всегда способствует объективности. Опорный университет способен заполнить эту нишу, обеспечив профессиональный и в то же время независимый, а может, и не всегда комфортный для местной власти, взгляд со стороны. Чтобы исполнить эту миссию, опорные университеты должны нарастить собственные компетенции. Нужен и новый инструментарий. Методы и технологии, которыми исследователи пользовались еще 10 лет назад, также нуждаются в серьезном обновлении. Между опорными вузами идет динамичный обмен информацией, лучшими практиками. В декабре в Белгороде пройдет "круглый стол" по управленческим моделям взаимодействия с региональными стейкхолдерами. Многие университеты для ускоренного формирования нужных компетенций привлекают людей и специалистов из других вузов и даже других регионов. Безусловно, это помогает быть в тренде и успевать за происходящими изменениями.

лица

Александр Копылов, четверокурсник Саратовского государственного технического университета одновременно с учебой работает техником-технологом на электроприборостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе.

Сначала он проходил на заводе практику, а с августа этого года по программе дуального образования стал полноправным сотрудником предприятия. В его обязанности входит написание программ для станков с числовым программным управлением. Завод производит приборы, в том числе и для авиационной промышленности, поэтому эти расчеты требуют высокой точности. Совмещать учебу и работу, конечно, непросто. Каждый день с утра он на лекциях и семинарах, а после обеда - на заводе. Силы он черпает в философском парадоксе: "Если жить легко, то жить будет сложно". И он многое успевает: занимается вокалом, играет в студенческом театре, да еще и бегает марафонские дистанции. У Александра в жизни уже сейчас все распланировано, ближайшие пять лет он собирается посвятить совершенствованию в избранной профессии на производстве. А потом, возможно, начнет и собственный бизнес.

Ведущий вуз создает все условия для воспитания технической элиты страны
Образование