Перед началом пленарного заседания Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота высказал свое мнение о развитии науки на ближайшую перспективу и приоритетных союзных программах.
Григорий Рапота: В общей сложности принято 6 программ. Это достаточно много. У нас за один год столько не принималось до сих пор, - сказал Госсекретарь Союзного государства. - Все программы имеют научную составляющую. Некоторые процентов на 90, некоторые на 30. Я считаю, что научная составляющая должна быть одной из базовых в отношениях между Россией и Беларусью. Потому что в Беларуси очень хороший научный потенциал. Это не комплимент, соответствующий моменту. Это реальность. Понятно, что и в России очень мощный научный потенциал, но в Беларуси есть компетенции, которые вполне соответствуют мировому уровню и могут быть использованы в России в качестве базовых для, например, разработки нанотехнологий. Такие работы ведутся.
Съезд обсудит стратегию развития науки и технологий до 2040 года. На какие главные направления, на ваш взгляд, нужно сделать ставку?
Григорий Рапота: На Съезде проходит смотр того, что достигнуто в Республике. Ну, а для нас интересно, что же мы можем использовать в наших двухсторонних отношениях.
Что касается стратегии до 2040 года, то это национальная прерогатива и мне со стороны давать советы вряд ли нужно, тем более я не глубокий специалист в этой области. Но могу обратить внимание на то, что лежит на поверхности. Очевидно, что это программные продукты, - одна из тем, в которой Беларусь сильна. В электронной промышленности, в элементной базе - тоже есть хорошие наработки, которые должны быть использованы самым активным образом.
В машиностроении есть интересные направления, которые могут определять будущее белорусской экономики, в станкостроении. Причем, речь не просто о станках, а о наукоемких станках с новейшим программным обеспечением, автоматических установках, которые могут делать высокоточную продукцию. В первом приближении я это вижу таким образом. Я приехал сюда послушать и наверняка узнаю много нового.
Как изменился критерий выбора союзных программ?
Григорий Рапота: Мы все-таки считаем, что выбирать союзные программы и определять научно-технические приоритеты должно научное сообщество. Именно поэтому мы создали научно-технический Совет. Исходя из этого, мы и будем выбирать программы. Предложений очень много, все их надо осмыслить. Здесь важны заключения ученых.
Что в приоритетах?
Григорий Рапота: Космическая индустрия во всех её проявлениях, медицина, генетика и все что связано с новейшими направлениями в этой области. Обязательно будет машиностроение и станкостроение. Но опять же, не с точки зрения налаживания производства с использованием средств Союзного государства. Важна научная составляющая, технологическая, которая выводит это производство на передовые позиции.
Давайте послушаем, что скажет научно-технический Совет и будем исходить из его рекомендаций. Там есть представители академий наук, министерств промышленности, ученые, - в общем, те люди, которые обладают необходимой компетенцией.
И сейчас это не волюнтаристские решения. Каждый проект защищается и в академиях наук, и в министерствах, но мы считаем это недостаточным. Должен быть более широкий круг специалистов, которые определяют приоритеты.