Уникальная экспозиция развернута в Митрополичьих палатах, где летом 1705 года состоялся спор-беседа о бороде жителей Ярославля с митрополитом Ярославским и Ростовским Димитрием (причислен к лику святых). Возмущенные требованием государя Петра Первого "бороды и усы брити", горожане обратились за советом к известному богослову и проповеднику: "Владыко святый!.. Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши…"
Нововведениями Петра убеждения бородачей, то есть всех российских мужчин того времени, подрывались до основания: с малолетства каждый из них знал, что создан по божьему образу и подобию, крещеным же надлежало попросту подражать своим обликом Христу, который бороду не брил. Воспротивившийся царским новациям патриарх Адриан, а за ним и все священники в храмах тоже увещевали чад своих: святые апостолы, великие пророки, преподобные отцы - все имели бороды и хранили их как Богом дарованное украшение. "А брадобритие, - грозил патриарх Адриан, - не только есть безобразие и бесчестие, но и грех смертельный".
В 1705 году вторым своим указом о бритье бород (первый был в 1698-м) царь-реформатор, считавший, что "борода - лишняя тягота и помеха делу", установил разрядную сетку налогов для тех, кто упрямо не желал избавляться от растительности на лице. Царедворцы, дворовые, служилые и приказные, торговые и посадские люди должны были уплачивать за право носить бороду по 60 рублей в год, гости (крупные купцы) и гостиная сотня - по 100 рублей, посадские, боярские люди, ямщики, извозчики и всякого чина люди, кроме церковного, - по 30 рублей в год.
Тем, кто оставался верен своей бороде и платил "дань", выдавался специальный медный жетон с изображением бороды и усов и словами "денги взяты". Поскольку в то время 30 рублей составлял годовой оклад пешего воина, пошлина была весьма обременительной. Не платили налог на бороду только крестьяне, но и им периодически приходилось расплачиваться за заросли на подбородке: если такой бородач въезжал в город или выезжал из него - с него брали одну копейку.
Поэтому положение, в котором оказались купцы, ремесленники и прочие "всякого чина люди", было более чем непростым. Удар по мировоззрению и жизненным устоям православных россиян "бородатая революция" нанесла просто сокрушительный. И мудрый Димитрий Ростовский ответил встревоженным ярославцам так: "Что отрастет, голова ли отсеченная или борода обриенная?", сделав ответ очевидным. "Не в бороде и видимом лице человеческом состоит образ Божий и подобие, но в невидимой душе", - доказывал он своей пастве.
Чтобы рассказать эту давнюю историю с помощью современных технологий, ярославские музейщики привлекли даже мультипликаторов: экспозиция открывается мультфильмом Татьяны Окружновой из студии ярославского оскароносца Александра Петрова.
На выставке нет привычных экскурсоводов и этикеток у экспонатов - посетитель оказывается вовлечен в необычное музейное действо, состоящее из анимации, музыки, света, звука. В темном помещении луч прожектора словно выхватывает музейный предмет из мрака, как из небытия, и голос невидимого "спутника" вместе с лучом ведет экскурсанта от предмета к предмету, представляя разные мнения о спорном вопросе. На финише - видеоарт - рассуждения современных мужчин о бороде. Они не спорят, а констатируют: борода - это состояние души…
Экспозиция работает с 12 декабря по адресу: Волжская набережная, дом № 1, Митрополичьи палаты. Цена билета: полный - 200 рублей, льготный - 150. Посещение по сеансам с 10.00 до 17.00 каждый час.