Это первая фаза голосования: члены Киноакадемии, которые живут в Лос-Анджелесе, с октября по декабрь посмотрели 92 иностранных фильма, заявленные к участию в премиальной гонке, и в результате отобрали вот эти девять - определили состав шорт-листа.
К 23 января этот лист должен сократиться до пяти названий. Отбор свершат члены Киноакадемии, разбросанные уже по всему миру. Для них в середине января будут устроены специальные просмотры в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Лондоне - смотреть будут по три фильма в день.
Поэтому нынешнюю "счастливую девятку" я бы разбил на две группы - наиболее вероятных участников второго этапа голосования и тех фильмов, что скорее всего в "шорт-шорт-лист" не попадут.
В первую группу без колебаний включу чилийскую "Фантастическую женщину" Себастьяна Лелио, шведский "Квадрат" Рубена Эстлунда, немецкий фильм "На пределе" Фатиха Акина, израильский "Фокстрот" Самуэля Маоза и нашу "Нелюбовь" Андрея Звягинцева.
Думаю, что значительно меньше шансов выйти на финишную прямую у фильмов "Фелисите" Алена Гомиса (Сенегал), "Оскорбление" Заида Дуэри (Ливан), "Рана" Джона Тренгова (ЮАР) и "О теле и душе" Ильдико Эньеди (Венгрия).
На этой финишной прямой главные споры, как можно предположить, развернутся между "Нелюбовью", "Квадратом" и "Фантастической женщиной", причем шансы на победу у всех трех примерно равны. Блестяще сыгранная транссексуал-драма "Фантастическая женщина" относится к разряду картин, убедительно выступающих за права меньшинств, а эта тема последние годы пользуется и в западном мире, и, соответственно, у киноакадемиков особым расположением. Она впервые была показана на Берлинском кинофестивале 2017 года, где завоевала приз за лучший сценарий, потом с большим успехом прошла на фестивалях в Торонто и Теллурайде.
Российская "Нелюбовь" стартовала на Каннском фестивале, где взяла Приз жюри, затем тоже сорвала аплодисменты на важнейших фестивалях Американского континента в Теллурайде и Торонто. Это третий случай, когда российский "оскаровский комитет" делает ставку на Андрея Звягинцева, и то, что творчество этого режиссера не пользуется расположением у российского министерства культуры, в глазах академиков обеспечило ему ореол инакомыслящего. Что, разумеется, тоже может стать лишним аргументом "за". Но не стоит забывать и о том, что на недавней церемонии "европейского Оскара" "Нелюбовь", при всех ее выдающихся художественных достоинствах, уступила первенство шведскому "Квадрату", взяв премии только за операторскую работу (Михаил Кричман) и музыку (Евгений и Александр Гальперины).
Этот триумфальный "Квадрат" можно считать главным, наиболее сильным соперником "Нелюбви" и на юбилейном "Оскаре". Сатирический фильм Эстлунда обошел "Нелюбовь" уже на Каннском фестивале, взяв Золотую пальмовую ветвь, теперь он является на "оскаровской гонке" уже в ореоле покорителя "европейского Оскара". Как ни грустно это констатировать, именно ему и прочат победу многие международные наблюдатели и эксперты, и ситуация двухлетней давности, когда "Левиафан" Звягинцева в самый последний миг уступил первенство польской "Иде", вполне может повториться. Что не мешает нам "болеть" за нашу картину, по общему признанию, сохраняющей очень высокие шансы увезти юбилейного "Оскара" в Россию.
Сама же 90-я церемония вручения премий "Оскар" пройдет в воскресенье 4 марта в голливудском "Долби-театре" и будет транслироваться по сети ABC в более чем 225 стран мира.
Кадры из фильма Андрея Звягинцева "Нелюбовь"