Думаю, что главный из них - обладатель Гран-при Каннского фестиваля "Квадрат" шведа Рубена Эстлунда. Редчайший случай, когда главную победу в Канне одерживает фильм комедийного жанра, - ядовитая сатира на современное искусство и современную Европу, сдавшую все свои позиции под натиском наступающего варварства. Как и Звягинцев, Эстлунд в третий раз штурмует "оскаровский" Олимп: первые попытки случились в 2009 году ("Добровольно-принудительно") и в 2014-м ("Форс-мажор").
Меньше шансов, на мой взгляд, у немецкой картины Фатиха Акина "На пределе": несмотря на эмоциональную работу Дайан Крюгер, получившей в Канне премию за роль потерявшей семью женщины, фильм, на мой вкус, слишком откровенно и расчетливо играет на самых чувствительных струнах зрительских душ.
Учитывая непреходящую актуальность тем, связанных с судьбами и проблемами третируемых обществом меньшинств, можно считать сильными конкурентами фильмы "Фантастическая женщина" чилийца Себастьяна Лелио и "120 ударов в минуту" француза Робена Кампийо. Героиня первого - женщина-трансгендер, потерявшая своего патрона и бойфренда и столкнувшаяся с враждебностью его семьи; эта роль сыграна актрисой-трансгендером Даниэлой Вегой. Фильм Лелио был представлен на Берлинском фестивале, где получил приз за лучший сценарий. Действие второй картины происходит в первые годы эпидемии СПИДа, когда по всей Франции гремели демонстрации геев, протестующих против неповоротливости фармацевтических фирм. Режиссер Робен Кампийо был одним из активистов этого движения и теперь рассказывает о нем подробно и откровенно; картина удостоена в Канне Приза ФИПРЕССИ и Гран-при жюри.
В какой-то мере к этой категории можно отнести и фантастический триллер на грани хоррора - "Тельму" Йоакима Триера, выдвинутую от Норвегии. Здесь очень многое намешено: от вселившихся в девушку сверхъестественных сил (на манер старого ужастика "Кэрри") до лесбийских мотивов и темы драматических последствий религиозной упертости. Картина снята, как всегда у Йоакима Триера, с перфекционистским тщанием, она исправно интригует зрителей, и у нее тоже есть шансы попасть в счастливую девятку номинантов. Но, по-моему, меньше шансов остаться в пятерке шорт-листа.
Зато очень велика вероятность попасть в шорт-лист у драмы "Фокстрот", удостоенной Серебряного льва на Венецианском фестивале. Режиссер Самуэль Маоз уже был лауреатом Золотого льва в 2009 году - за клаустрофобский фильм "Ливан", воспроизводящий личный опыт Маоза, который провел юность в тесной кабине боевого танка. "Фокстрот" - снова яркое антивоенное послание израильского мастера, судя по всему, находящее горячий отклик и в прессе и у зрителей.
Среди претендентов - режиссерская работа Анджелины Джоли "Сначала они убили моего отца"; фильм снят американской актрисой в Камбодже на местном языке и рассказывает реальную историю писательницы Лун Ун, пережившей кошмар эпохи красных кхмеров. Алжир выдвинул на соискание "Оскара" драму Рашида Бушареба "Дорога в Стамбул" - об опасности пропаганды исламского фундаментализма, вербующей все новых бойцов против "неверных". Босния-Герговина - военную драму "Мужчины не плачут" боснийского режиссера Алана Држевича, взявшую Специальный приз жюри на фестивале в Карловых Варах.
Сугубо "женский" взгляд на мир представлен в венгерской драме Илдико Эньеди "Тело и душа", где соседствуют кровь и нежность, брутальность и хрупкость, а больше всего понастроено воображаемых стен, которые разделяют людей на их пути к сближению. Весьма спорный по идее и воплощению фильм, однако, получил "Золотого медведя" Берлинского фестиваля 2017 года. В Берлине же Приз Альфреда Бауэра завоевала драма польского классика Агнешки Холланд "След зверя"; у нее есть шансы завоевать симпатии и в ходе "оскаровской" гонки своим открытым и, пожалуй, для католической Польши даже дерзким посланием в защиту живой природы от человека, возомнившего себя венцом мироздания.
Как и следовало ожидать, Австрия выдвинула фильм Михаэля Ханеке "Хэппи энд" - написанный усталым пером разочарованного мастера портрет богатой семейки, которая держит строительный бизнес во французском городе Кале. Увы, эта картина двойного "золотого" лауреата Канна и на фестивале прошла сравнительно бесславно, и я думаю, что и в кампании "Оскара" ей вряд ли светит сколько-нибудь заметное место.
Из претендентов, выдвинутых нашими ближайшими соседями, в этом "лонг-лонг листе" числятся фильмы из Азербайджана ("Гранатовый сад" Ильгара Наджафа), Грузии ("Страшная мать" Анны Урушадзе), Киргизии ("Кентавр" Актана Абдыкалыкова), Латвии ("Хроники Мелани" Виестурса Кайриша), Литвы ("Иней" Шарунаса Бартаса), Украины ("Уровень черного" Валентина Васяновича), Эстонии ("Ноябрь" Райнера Сарнета). Напомню, что список еще будет расширяться: окончательный срок приема заявок - 2 октября.