Особенно строг проект закона в части отношений с социальными сетями: речь идет не о формальной процедуре, когда в анкете соискателю достаточно поставить галочку, тем самым подтверждая "добро" от родителей или родных. В документе указано, что разрешение родителей должно быть обязательно письменным. Правда, пока не оговорен механизм, который осуществит контроль за исполнением нововведения. Вероятно, вопрос решится в феврале 2018 года, когда законопроект поступит на рассмотрение в Национальную ассамблею - нижнюю палату французского парламента.
Нынешний возрастной ценз на заведение собственного профиля в соцсетях преследует двоякую цель. С одной стороны, закон предполагает обязательства для соцсетей при открытии аккаунтов для молодежи, например, по сохранению в тайне персональных данных. При нарушении новых возрастных правил соцсети станут наказывать штрафом в 20 миллионов евро или на сумму, равную четырем процентам общего годового дохода интернет-корпорации. С другой - речь идет о том, чтобы оградить подрастающее поколение от негативных последствий "цифровой революции" - морального насилия, киберунижения и террористических угроз.
В последнее время даже ряд экс-руководителей Facebook стали предупреждать мировую общественность о том, чтобы детям был ограничен доступ к социальным сетям. Бывший вице-президент компании Чамат Палихапития, выступая в Высшей бизнес-школе в Стэнфорде, заявил, что в основе соцсетей лежит принцип использования человеческой психологии и формирования зависимости. По его словам, социальные сети стали "инструментами, которые подрывают социальную структуру общества". Сам он сократил выход в соцсети, а своим детям вообще запретил использование Facebook. Примерно в таком же критическом духе высказался один из основателей компании (вместе с Марком Цукербергом) Шон Паркер. "Только одному Богу известно, что Facebook выделывает с мозгом наших детей", - заявил он.
Как недавно сообщила английская газета "Гардиан", действующая верхушка Facebook своих детишек обучает в элитных школах Силиконовой долины, "где айфоны, айпады и переносные компьютеры находятся под абсолютным запретом".
Об их запрете задумалась и Франция. С 1 сентября 2018-го ученикам начальных и средних школ будет запрещено пользоваться мобильными телефонами. Заявивший об этом министр народного образования страны Жан-Мишель Бланкер категоричен, но дал понять: это не значит, что телефоны придется оставлять дома. Однако, переступив школьный порог, ученикам придется с ними временно расставаться. Несколько лет назад французский минобразования уже прописал положение, по которому ученикам не разрешено использовать сотовые средства связи во время занятий. Они обязаны их выключать, чего никто не делает. Поэтому в некоторых школах учителя отбирают телефоны перед занятиями. Но всех не проверишь, тем более обыскивать школяров закон запрещает, как и конфисковать телефоны.
По новым нормам предусмотрено обустройство начальных и средних школ камерами хранения с индивидуальными ячейками. Но скептики считают, что организация боксов для гаджетов потребует больших финансовых затрат. "Во Франции только одних коллежей 5300, и в каждом в среднем по 500 учеников и более. Получается, нужно около трех миллионов ячеек. Откуда взять деньги на них, не говоря о персонале, который бы за ними следил?" - возмущается руководитель профсоюза учебных заведений Филипп Вансен. Другие считают, что пусть в ограниченном виде, но школьники должны иметь доступ к гаджетам, используя их на уроках как калькулятор, диктофон и т.д.
В любом случае запрет на смартфоны в школах и защита детей в соцсетях будут реализованы: они были частью предвыборных обещаний президента Франции Эмманюэля Макрона.
Facebook и "сицилианская защита"
Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного Интернета:
- В России тоже обратили внимание: Фейсбук раскрывает приватную информацию о пользователе - его мобильный телефон, например. Соцсеть услугу не афиширует, но нарушает безопасность пользователя и открывает новые возможности для несанкционированного сбора информации. О том, что по номерам можно "пробивать" аккаунты в обычном поиске, юзеры даже помыслить не могли - привыкли к строгому соблюдению приватности в крупных сервисах, особенно на Западе с его бережным отношением к приватности. "Недокументированная функция " стала для пользователей шоком. Однако Фейсбук считает, что "привязка" аккаунта к мобильному номеру окажется "более лучшей" защитой от взломов". Проблема в том, что скоро это будет не рекомендация, а требование, судя по публичным планам администрации соцсети перевести всех на "привязку" к мобильнику.
Фейсбук, когда мы ему "поставили на вид", занял странную позицию. По мнению соцсети, "это фича" - услуга, ибо пользователи разрешили поиск себя по телефонным номерам. Такое понимание "приватности" становится все более частым для западных компаний.
Что делать пользователю? До последнего избегать оставления "ненужных" сведений о себе на интернет-ресурсах, включая "привязку" к своему мобильному номеру. Проще говоря, аккаунт к номеру лучше не привязывать - а предусмотреть другой способ верификации. Например, через секретный вопрос, как в банках. Однако надо понимать, что с учетом политики Фейсбука по переводу "всего и вся" на мобильную верификацию опция "отвязки" номера от аккаунта скоро станет недоступной. Второй, "лайт"-вариант или вариант "сицилианской защиты" - поменять свой общий уровень приватности, то есть вместо "Доступного для всех" переключиться на "Только для друзей и друзей друзей" или "Только для друзей". Ведь "по умолчанию" включен именно первый вариант, при котором найти человека по номеру может любой желающий. Но тем, кто ищет широкую аудиторию, более жесткие настройки приватности аккаунта просто не подойдут.
Что же касается несовершеннолетних, то в отсутствие запретных мер со стороны законодательства родители должны сами решать, как для себя, так и для ребенка, нужны ли им социальные сети, какие и в каком виде.
Подготовил Владимир Емельяненко
Мобильные ждет мягкое выключение
Россия с середины "нулевых годов", не дожидаясь оформленных законодательством запретительных или ограничительных мер по пользованию гаджетами, идет как сапер. Страна опережает закон, подстраиваясь под новые вызовы "цифровой революции".
- Рассматривать ли айфон как помощь на уроке - вопрос сложный, - сказала на Всероссийском родительском собрании министр науки и образования России Ольга Васильева. - Мое убеждение, что он мешает.
Однако, не дожидаясь мнений и указания минобрнауки, школьные учебные заведения страны действуют самостоятельно. Формально в российских школах мобильные телефоны принести можно, а вот пользоваться ими - открытый вопрос. Каждая школа может установить собственные правила - разрешать или нет пользоваться мобильными средствами связи на уроках и даже на переменах.
Во многих школах большинства регионов действует запрет на телефоны во время уроков. Исключение: там, где есть вторая смена, правила не так строги. Ученикам, которые учатся по вечерам, разрешается приносить телефоны с собой и при необходимости ими пользоваться. Например, чтобы позвонить родителям. Есть регионы, где местные власти готовы и готовятся запретить мобильники, например, в Сибири и на Северном Кавказе. В Чеченской Республике запрет на пользование мобильными телефонами в школах уже действует. С 2017 года несколько школ Владимира, Ярославля, Тюмени и других городов ввели полный запрет на мобильные в школах во время уроков.
Параллельно с 2018 года правилам и грамотному обращению с высокими технологиями школьников будет обучать и ожидаемое введение в школьный курс нового предмета - психологии.
- Что такое переходный возраст, психология насилия и моральный террор, в том числе в социальных сетях? Что такое интернет- и гаджето-зависимость, чем они опасны для здоровья? Все это, надеюсь, со временем соединит воедино образование и воспитание, - считает глава Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский, принимавший участие в подготовке нового школьного учебного курса психологии. - К сожалению, зависимость от соцсетей и гаджетов, рост насилия и жестокости в подростковой среде, подверженность сектам и сектанскому мышлению - одно из следствий "сервисной школы", когда образование было превращено в товар, а воспитание передано семье. Медленно, но школе возвращают функцию воспитания.
Подготовили Владимир Емельяненко, Ирина Ивойлова