По оценкам экспертов, мировой спрос на газ к 2040 году увеличится более чем на 40 процентов, при этом наиболее активно будут развиваться поставки сжиженного газа - здесь рост может достигнуть порядка 70 процентов. Одним из важных шагов в наращивании экспортных возможностей в этом направлении стала церемония погрузки первой партии СПГ, произведенного на технологической линии завода "Ямал СПГ", участие в которой принял президент страны. Как отметил Владимир Путин, "Ямал СПГ" открывает новые горизонты для развития газовой отрасли и для всей национальной экономики. "Важно и то, что этот проект способствует укреплению экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с нашими ключевыми партнерами в этом регионе - компаниями КНР, является примером успешной международной кооперации с Францией, Италией, Германией, целым рядом других европейских государств", - подчеркнул он.
Напомним, погрузка осуществлялась на СПГ-танкер "Кристоф де Маржери". Этот первый в мире газовоз ледового класса Arc7 был разработан специально для "Ямал СПГ" и назван в память погибшего в авиакатастрофе президента французской корпорации Total. В целом, по данным Минтранса России, запуск первой очереди проекта "Ямал СПГ" уже в следующем году более чем в 3 раза увеличит объем перевозок по Северному морскому пути. И, как заверил председатель правления "Новатэка" Леонид Михельсон, начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода - это только веха, хотя и важнейшая, в развитии проекта "Ямал СПГ". Согласно планам компании, проект предусматривает запуск трех технологических очередей по производству СПГ мощностью около 5,5 миллиона тонн в год каждая.
Но и этого с учетом потребительского спроса из-за рубежа может оказаться не вполне достаточным, считает гендиректор НАО "Сибирский аналитический центр" Анатолий Брехунцов. По оценкам эксперта, если взять северную часть Ямала, Южно-Тамбейское месторождение и Гыданский полуостров, то ресурсы газовых запасов здесь составляют более 18 триллионов кубометров. "На самом деле это цифры астрономические, и они позволяют уверенно формировать в регионе целый кластер производства сжиженного газа. По нашей оценке, здесь можно было бы построить не два завода, а 5-6, и выйти на более высокий уровень производства СПГ", - отметил он. Оценки высокого спроса подтверждает и уровень законтрактованности продукции "Ямал СПГ" на ближайшие годы. На сегодня почти 96 процентов производства уже законтрактовано, а географию поставок представляют в основном перспективные рынки стран АТР. Стабильность договорным обязательствам придает и то, что в числе основных акционеров проекта Ямал СПГ находится китайский фонд инфраструктурного развития Silk Road, способный стать непосредственным связующим звеном между производителем и конечным потребителем данного энергетического продукта. Сегодня рынок стран АТР, в лице таких потребителей, как Япония, Южная Корея и такие отдаленные государства, как Индия, не только готовы потреблять российский СПГ с предприятий "Газпрома" на Сахалине, но и расширить структуру потребления за счет энергоресурсов "Ямал СПГ".
Однако более сложная ситуация, по оценкам экспертов, может сложиться на европейском направлении. Сегодня под перевалку СПГ в Европе модернизируются несколько терминалов. Ориентированы они преимущественно под поставки американского сжиженного газа. Так, Литва построила в Клайпеде терминал для обработки СПГ из США, а польская компания PGNiG подписала с американской компанией Centrica пятилетний контракт на поставку СПГ. Свой проект терминала по перевалке СПГ разработан в Эстонии, а кроме того, в рамках проекта единой газовой инфраструктуры Прибалтики достаточно удачно вписывается построенное еще при СССР газохранилище в латвийском Инчукалнсе.
Однако Еврокомиссия в конечном итоге отказалась спонсировать эти коллективные проекты по созданию общего рынка СПГ в государствах Прибалтики, не утвердив их в качестве проектов общего интереса ЕС. Важную роль в этом решении сыграл сам факт присутствия на этом сложившемся рынке такого традиционного поставщика сетевого газа, как российский "Газпром". Однако расширение поля его конкуренции с проектами СПГ может привести к ослаблению уже завоеванных позиций на рынке трубопроводного газа.
Ранее заместитель начальника департамента перспективного развития "Газпрома" Николай Кисленко выразил некоторые опасения, что предоставленные преференции со стороны государства для реализации проекта "Ямал СПГ" в виде отсутствия экспортной пошлины и отсутствия налога на добычу полезных ископаемых создают неравные условия для тех же трубопроводных компаний, что в целом может привести к потере бюджетной эффективности.
Например, поступления в российский бюджет за счет взимания НДПИ и экспортной пошлины с экспортных потоков "Газпрома" составят более 4,1 тысячи рублей за 1 тысячу кубометров. При этом "Ямал СПГ" от этих платежей освобожден. Как пояснил Кисленко, конечная функция российского газа на европейском рынке приводит к тому, что любой поставленный на европейский рынок кубометр того же сжиженного природного газа представляет собой минус один кубометр того же российского газа, поступающего по трубопроводу.
Однако правила конкуренции диктует рынок, и как сообщил глава "Новатэка", до конца 2017 года будут отгружены три партии сжиженного газа. "Они все пойдут на азиатский рынок, где газ сейчас дороже, чем в Европе. Эти поставки сжиженного природного газа с завода "Ямал СПГ" не будут конкурировать с продукцией "Газпрома" на европейском рынке", - подчеркнул он. Таким образом, экспортные поставки российского газа формируют сейчас нишевые, сбалансированные и взаимодополняющие направления, где будут востребованы все виды предложений.