28.12.2017 16:00
Власть

Семья из Кабардино-Балкарии разыскала 87 неврученных орденов и медалей

Текст:  Михаил Сухарев (Кабардино-Балкария)
Вторую подряд публикацию в проекте "Звезды Победы" мы посвящаем героям войны и их наследникам из Кабардино-Балкарии. Под занавес года делаем это сознательно - в знак уважения к трем поколениям семьи Нахушевых из города Баксан и признательности за ту работу, что они ведут вместе с нами.
Читать на сайте RG.RU
Фотогалерея: Баксан, Кабардино-Балкария. Передача наградных удостоверений внукам фронтовиков

"Отцовская слава передается сыновьям и внукам" - под таким заголовком мы рассказали 13 декабря в проекте "Звезды Победы" о том, как стараниями одной обыкновенной семьи удалось разыскать 87 неврученных орденов и медалей участников Великой Отечественной и добиться, чтобы наградные документы были переданы их наследникам.

И тогда же попросили старшего в этом поиске Ахмеда Нахушева сообщить, когда состоится очередная передача наград. В указанный день собственный корреспондент "Российской газеты" отправился в Баксан.

Дед погиб и не знает, что за внук у него…

Примерно за час до начала церемонии у Ахмеда Беталовича зазвонил телефон. Внук одного из фронтовиков сообщил, что он "сегодня работает" и потому не сможет прийти, чтобы получить награду деда. Сразу вижу, как глубоко расстроен мой визави таким поступком.

Сергей Шойгу вручил 96-летнему москвичу орден из победного 1945-го

- Заранее же день и время назначили! Неужели нельзя подмениться или взять отгул? Я не могу такого понять. Пешком бы из другого города пришел, - раздосадованно говорит Нахушев.

Вместе с мужем расстроена и жена, которая вышла нас проводить. В этой семье переживают за каждого из фронтовиков, чью судьбу и вехи фронтовой биографии удается восстановить. На это уходят порой месяцы и годы. Чей-то дед или отец становится по-настоящему родным, близким человеком. И как же горько бывает, когда сталкиваешься с равнодушием у кровных родственников. Два часа не выкроить, чтобы приехать и получить награду деда!

К счастью, так случается редко. А на Кавказе тем более: к семье, а тем более к старшим, здесь относятся с особым трепетом.

Что и подтвердилось на церемонии передачи наградных документов в администрации Баксанского района 26 декабря. Удостоверения сразу в девяти боевым орденам и медалям были переданы внукам фронтовиков. Такая возможность появилась после 20 июня 2017 года, когда Указом президента России была расширена категория лиц, которым официально разрешено передавать наградные документы на погибших и умерших участников войны. Помимо супруги (супруга), отца, матери, сына, дочери таким правом теперь наделены внуки, а также родные брат или сестра награжденного.

В этот раз в Баксане наградные документы принимали исключительно внуки. От имени президента России, чья подпись значится на удостоверениях, их вручали и. о..главы администрации Баксанского района Рустам Канаметов, военный комиссар КБР Мухамед Лихов и военный комиссар по городу Баксан, Баксанскому и Зольскому районам КБР Мухамед Сосналиев. Вместе с родственниками фронтовиков на мероприятие пригласили два десятка юнармейцев.

Альберд Маржохов, внук погибшего на войне гвардии красноармейца Зашезова Авеса Тамишевича, получил сразу три комплекта документов: наградные листы и удостоверения к ордену Отечественной войны II степени, медалям "За отвагу" и "За боевые заслуги".

- Честно говоря, мы ничего такого про деда не знали. Была похоронка бабушке, что погиб в Польше, и больше никакой информации, - рассказал в короткой беседе с "РГ" Альбред Маржохов. - Благодаря Ахмеду Нахушеву узнали, что есть неврученные награды. С его помощью подготовили необходимые документы, и вот, в короткий срок, все получили... Переполняет гордость за деда и других земляков, что так же отважно воевали. Они жизнью заплатили за наше будущее…

Гвардии подполковник Сагид Карданов из Терского района КБР был посмертно награжден орденом Александра Невского. Эту награду также нашел Ахмед Нахушев, теперь удостоверение к ней - в руках Артура Чегадуева, внука героя. Вот цитата из наградного листа Карданова:"В бою за деревню Кайки под руководством Карданова были разгромлены численно превосходящие силы противника, взято в плен 20 вражеских солдат, уничтожено до 130 немцев, взято свыше 45 лошадей, 8 орудий, 9 пулеметов и склад с фуражом. В бою за деревню Лаптевка, когда численно превосходящие силы противника нарушили наши боевые порядки, там появился тов. Карданов, несмотря на сильный артиллерийско-минометный и пулеметный огонь противника, пренебрегая смертью, он навел большевистский порядок, и наступающий батальон в этом районе уничтожил свыше 700 вражеских солдат и офицеров".

За этот подвиг командир 248-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник Сироткин представил Карданова к ордену Красного Знамени. Представление поддержали еще два командира, однако окончательным стал приказ командующего войсками 11-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта № 012/н от 21 января 1944 года: подполковника Карданова наградили орденом Александра Невского. Посмертно.

Не сделаем мы - уже никто не сделает

База неврученных наград на сайте "РГ" пополнилась 8 966 именами

После того, как церемония передачи наградных документов завершилась, я попросил Ахмеда Нахушева рассказать, что движет им в поиске неврученных наград, восстановлении фронтовых судеб земляков-кабардинцев и почему в эту работу он вовлек всю семью, включая младших детей, которые еще учатся в школе.

По его словам, для этой работы осталось очень мало времени. Как только уйдет поколение детей войны, что-то важное узнать, навести справки будет не у кого. А разве можно забывать свои корни, историю своего рода, семьи? Ведь из этого соткана история страны. И хранить ее надо не в шкафу, а в сердце.

- Улица, на которой живет наша семья, носит имя брата моего отца - Бориса Маремовича Нахушева. Он был участником Великой Отечественной, а уже после нее дослужился до звания генерал-майора, - поясняет Ахмед Нахушев. - Всего братьев было четверо. Судьбу второго никак не удается установить. В самом начале войны он оказался в Белоруссии и где-то погиб. Переписка с Минобороны России и с Минобороны Беларусии новых сведений, к сожалению, не принесла…

К семейной истории в доме у Нахушевых отношение трепетное. На видном месте - портреты старших и предметы, которые им принадлежали. В центре, конечно, отец Ахмеда Беталовича.

- Воевать отцу не пришлось, потому что война сама пришла во двор, где он играл с такими же ровесниками-мальчишками. Случайная пуля угодила в икроножную мышцу. Сделали операцию, пулю удалили. Но с таким увечьем и таким молодым в армию его не взяли. Он потом всю жизнь хромал…

Четвертый брат отца - Талиб Нахушев - погиб совсем маленьким. Во дворе что-то взорвалось, осколок попал в живот, и эта рана оказалась смертельной. Борис Нахушев, который стал генералом, после войны издал двухтомник "Здравствуй, Баксан". По сути автобиографический, но главного героя назвал Талиб - в память о брате.

Рассказ о семье сам собой перетекает в разговор о поиске.

- Вот это дело одного фронтовика, - Ахмед Нахушев кладет на стол увесистую папку и начинает листать страницы, бережно разложенные в файлы. - Вот, например, фронтовые письма, которые он писал. А по моему деду примерно три таких папки.

Для каждого фронтовика - отдельное досье. В нем все, что удалось найти - от личного дела и наградных листов до текущей переписки с военкоматами, архивом в Подольске, Главным управлением кадров Минобороны и Управлением президента России по государственным наградам. И таких папок - три полных шкафа, да еще стопки сверху…

Ахмед Нахушев считает, что вести поиск и собирать для этого материалы нужно комплексно. Ведь важно не просто найти чью-то не врученную награду, а восстановить судьбу, исправить, когда требуется данные в Книге памяти и то, что бывает неправильно указано на мемориальных плитах в местах захоронения погибших. А еще, ко времени передач наградных документов, составить биографию фронтовика. Времени на это уходит уйма.

- Занимаюсь этим утром, еще до работы, вечером, выкраиваю время в субботу и воскресенье. У меня четверо детей, внуки, хозяйство и, разумеется, работа. Все, что остается, посвящаю поиску. Но как-то поверхностно это делать - душа не разрешает. Допустим, награду вручили, а в Книге памяти неточность или вовсе нет сведений о таком фронтовике. Как можно на полдороге это оставить? Если до нас за 70 лет не сделали и не сделаем мы сейчас, то уже никто не сделает, - заключает Ахмед Беталович.

Как и во всяком деле, в поиске с использованием архивных материалов и современных электронных ресурсов ОБД "Мемориал", "Подвиг народа" и "Память народа" нужен опыт, который приобретается не за один день. А еще - интуиция. Нужно многое предвидеть и уметь предположить, как могли, например, исказить фамилию, имя или отчество при оформлении документов военной поры и во всей последующей переписке.

- Вот, например, Хажпаго Хусинов. Вместе с дочерью Дианой мы изучали в военкомате дела на погибших в годы войны. Поднял похоронки. Смотрю, написано - Ампега. Ошиблись, он не Ампега. Я за него взялся, начал исследовать. Берем журнал призванных в годы войны - ага, Хажпаго. Изучаем книгу памяти, изучаем данные ОБД "Мемориал", материалы в Баксанском и Кубинском РВК. На сайте "Подвиг народа" взяли информацию. И в результате все сошлось: у нашего земляка осталась неврученной боевая награда.

Можно понять и объяснить то, как оформляли документы в военной обстановке - многое делалось в полевых условиях, в госпиталях, на слух - как произнесли, так и написали. И другое дело - сейчас. Стыдно, поверьте, видеть, как тут и там в официальных ответах проскальзывают грубые ошибки. Вот, например, майор Зулкарней Лукожев, а из Южного военного округа пишут: "капитан". Вместо подполковника Сагида Карданова - Кардаганов, Керданов. Как только не коверкают! - сокрушается Ахмед Нахушев.

Обидно и другое. Ту работу, что на общественных началах ведут добровольцы, должны исполнять уполномоченные на то организации и должностные лица - в частности, сотрудники военкоматов и местной администрации. Но на практике так получается далеко не всегда. А зачастую выходит, что и саму церемонию передачи наградных документов приходится готовить Нахушевым, и даже подарочные рамки, фотографии фронтовиков изготавливать за свой счет.

Каких-то жалоб с их стороны не было и нет. Но недоуменные вопросы, когда в это вникаешь, возникают сами собой.

В семью артиллериста, убитого под Сталинградом, пришла награда

- Когда составляем биографии наших героев или куда-то обращаемся с запросом, мы всегда указываем, где я работаю и где учится моя дочь. Чтобы все видели: мы простые люди, не имеем отношения к каким-то официальным структурам и не обладаем особым доступом к информации. Студент ты или служащий - ничто не мешает заниматься поиском. Если каждый из нас прояснит ситуацию хотя бы в отношении своих родных и близких родственников, вопрос о неврученных наградах в обозримом будущем удастся закрыть, - убежден Ахмед Беталович.

А пока даже в сравнительно небольшой по численности Кабардино-Балкарии число обращений за помощью к Нахушевым не уменьшается. Молва о семье, которая помогает восстановить историческую справедливость, распространились далеко за пределы Баксанского района.

- Недавно и мой сосед узнал, чем я занимаюсь. У него отец и мать живы, а о судьбе деда - Титы Аюбова - ничего не знали, кроме того, что погиб под Ростовом. Я, говорит, ничего не прошу, но если что найдешь - дай знать. Начали искать. И оказалось, что его дед попал в плен и погиб в лагере для военнопленных в Германии. А в его карточке лагерной нашлась даже фотография. Так получилось, что у этой семьи ни одной фотографии деда не было - даже не знали, как он выглядел. Я сделал несколько копий с фото на карточке военнопленного, увеличил, стер лагерный номер и отвез отцу соседа. "Вот, - говорю, - ваш отец". Он сначала ничего не понял, а потом, через несколько недель, позвонил и поблагодарил. И попросил составить биографию. Мы не писатели, поэтому почти три месяца делали. Диана с этой биографией заняла первое место в конкурсе. А сосед мой, когда узнал от нас точную дату смерти деда, устроил поминки. Купил быка, приготовил и раздал людям…

Госнаграды