Между тем региональный памятник архитектуры 1930-х годов начал трещать по швам почти четырнадцать лет назад. На его не такой уж мощный фундамент "наступила" новостройка, возведенная вплотную. В результате стены в примыкающем к новому зданию подъезде пошли трещинами: как рассказал корреспонденту "РГ" один из жильцов - пенсионер Валерий Данилюк, из его квартиры сквозь зазоры в стенах было видно проезжающие по магистрали машины.
На крики жильцов о помощи долгие годы никто из представителей властных органов не реагировал. Пострадавшие методично обивали пороги всех инстанций с 2004-го, но только в 2013-м городской департамент по чрезвычайным ситуациям принял решение, напугавшее собственников еще больше, чем скорость увеличения трещин. Чиновники подали иск в суд о принудительном расселении людей из опасного здания, и иск был удовлетворен. Казалось бы, катастрофа: собственники когда-то недешевых квартир в центре города могли сказать "прощай" своему жилью и еще несколько лет судиться с застройщиком, требуя возмещения ущерба. Однако мэрия вдруг сделала широкий жест: чиновники заявили, что восстановят подъезд за счет бюджета, безо всяких судебных решений. При этом муниципальных квартир там нет, это частная собственность. Средства - из резервного фонда, предназначенного для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Подобный механизм в стране не применяли никогда, это прецедент. Точечную застройку ни до, ни после к чрезвычайным ситуациям не приравнивали - во всяком случае, об аналогичных ситуациях в других регионах России неизвестно. При этом сумма предполагаемых расходов немаленькая: если в 2014 году в мэрии заявляли о 35 миллионах рублей, то сегодня, по словам замначальника городского департамента строительства и архитектуры Романа Теленчинова, речь идет уже о восьмидесяти с лишним миллионах. В общем, очень недешевый получился "несчастный случай", как назвал происходящее с домом замначальника строительного департамента.
С 2014 года, когда мэрия заявила о своем намерении, нервы и у жильцов, и у чиновников сдавали не раз. Жильцы опасались, что обещания останутся лишь обещаниями: "РГ" писала о ситуации в апреле 2016-го, и тогда у мэрии не было ни проекта, ни сметы, ни денег, а было желание включить разрушенный памятник в программу расселения аварийного жилья, снести подъезд без следа и отправить собственников на окраину. Но против сыграли два обстоятельства. Первое - то, что здание является памятником архитектуры, и "культурные" чиновники
(из соответствующего управления) бесследный снос его части не согласовали, потребовав вернуть образец эпохи постконструктивизма в первоначальный вид.
А второе - две упрямые семьи, которые, несмотря на решение суда, отказались покинуть квартиры и жили в аварийном подъезде все это время. Их представитель, адвокат Татьяна Берус, предполагает, что, не будь этих отважных людей, о подъезде - и о собственных благих намерениях - власти "забыли" бы на неопределенное время. А риск того, что "несчастный случай" станет еще и смертельным, сделать это мешал.
И, как обычно, все решили деньги: самостоятельно муниципалитет не справился, за помощью обратился к региональным властям, и областные депутаты скрепя сердце согласовали "чрезвычайный" расход. Таким образом, сорок с лишним миллионов рублей на подъезд выделят из средств регионального и столько же - из муниципального бюджетов. Кстати, один из аргументов противников таких трат - за такую сумму можно построить детсад на 150 мест. Из областной казны средства уже поступили, и миллионы надо было освоить до конца 2017 года - иначе в нынешнем их могли уже не дать. Вопрос снова оказался в подвешенном состоянии вместе с многострадальными жильцами. Поэтому со сносом, который начался за считаные дни до новогодних праздников, так торопились, несмотря на возмущение невыехавших из дома семей, которые продолжали требовать гарантий. "Режим чрезвычайной ситуации не терпит отлагательств", - заметил Роман Теленчинов.
В перспективе мэрия намерена потребовать возмещения затрат у застройщика, который воздвиг многоэтажку. Там кивают на ошибки в проекте и намерены судиться с проектировщиками. Сколько это продлится, неизвестно. А для жильцов (большинство из них пенсионеры) эта история должна завершиться в ноябре 2018 года - эта дата сдачи восстановленного подъезда указана в договорах между ними и муниципалитетом.
Любопытно, что жильцы, остававшиеся в квартирах до последнего, настаивали на включении в договоры с ними пункта о санкциях в случае, если объект не будет сдан до марта 2019-го. Они настаивали, что при затягивании сроков должны получить неустойку за каждый день просрочки договора либо готовую аналогичную жилплощадь в этом же районе. Однако мэрия новые обещания давать отказалась, и пункт о возможной неустойке из соглашения в результате исчез.