В феврале 2014 года "РГ" писала о катастрофе, которую пережил дом по улице Урицкого, 17. Здание в стиле постконструктивизма 30-х годов прошлого века стало разрушаться после того, как к нему вплотную пристроили многоэтажку. Как застройщик получил разрешение на строительство в охраняемой зоне - впритык к памятнику архитектуры регионального значения - неизвестно. Собственно, это самое разрешение, как установлено многочисленными проверками, было дано только спустя два года после фактического начала работ, и этажность дома была увеличена уже после согласований проекта. Строительство началось в 2004 году, протестующие жильцы дома сразу же начали бить во все колокола, однако новостройку возвели (мэрия приняла дом-вставку в эксплуатацию) и заселили.
В результате соседства с многоэтажкой пострадал, получив дополнительную нагрузку, фундамент дома, а примыкающий к новостройке подъезд почти развалился - стены перекосило, в них появились огромные щели. Владельцы восьми квартир подъезда в панике метались по всем инстанциям, от прокуратуры до мэрии. В результате в конце 2013 года большинство из них принудительно, по решению суда, выселили из квартир, так как оставаться в разрушенном подъезде было опасно: соответствующий иск подал в суд городской департамент ГО и ЧС. Отстояли - тоже в суде - право жить в аварийном подъезде только две семьи, которые до сих пор "держат оборону" в трещащих по швам квартирах.
Остальные жильцы, в основном это пенсионеры, после долгих уговоров перебрались в маневренный фонд. Одновременно с этим мэрия Новосибирска заверила "переселенцев", что их подъезд будет восстановлен за счет бюджета, причем без всяких судебных решений, тем самым добровольно взяв на себя ответственность за последствия точечной застройки как за чрезвычайную ситуацию. Понятно, что этому шагу предшествовало 10 лет мытарств жильцов по чиновничьим кабинетам, и все же это было необычное решение: как правило, в таких ситуациях власть самоустраняется, и владельцы пострадавшего жилья долго и болезненно решают проблему с застройщиком.
В начале 2014-го в мэрии утверждали, что в ближайшее время будет подготовлен проект, подъезд будет восстановлен максимум за полтора года, работы обойдутся бюджету в 30-35 миллионов рублей. Но процесс затянулся, и сейчас, как рассказал "РГ" один из пострадавших, Валерий Данилюк, "стоимость работ стремительно растет" - чиновники называют уже цифры от 80 до 140 миллионов. Причем это по-прежнему только слова - нет ни проектной, ни сметной документации. Более того, обсуждается вопрос о сносе подъезда без восстановления. Как сообщили "РГ" в городском департаменте строительства и архитектуры, чтобы принять решение о сносе или реконструкции подъезда, нужно провести экспертизу, в том числе историко-культурную. До сих пор обратиться к экспертам почему-то не собрались.
Единственное, в чем уверены в мэрии: другого объекта на месте разрушенного подъезда не появится. А вот жильцы сомневаются и в этом: они как раз предполагают, что в случае сноса там очень скоро вырастет что-то элитное. Кстати, им городские власти потихоньку предлагают войти в программу расселения ветхого и аварийного жилья и переехать из центра куда-нибудь на окраину.
- Мы ведь могли огромные иски заявить к мэрии, потребовав компенсации, в том числе морального вреда, за бездействие чиновников, - говорит Валерий Данилюк. - А вместо этого верили обещаниям, которые никто у нас, видимо, кроме президента страны, не выполняет...