На пресс-конференции объявили, что именно сегодня у Даниэле день рождения, с чем его и поздравили, а художественный руководитель БДТ Андрей Могучий вручил коллеге роскошный букет роз.
Даниэле Финци Паска - режиссер, драматург, хореограф, основатель TEATRO SUNIL, постановщик Цирка Дю Солей и Цирка Элуаз. В Петербурге показывали его цирковое шоу Corteo (был большой гастрольный тур по России) и спектакль "Донка" ("Послание Чехову"). В 2017 году на XVIII Международном театральном фестивале "Радуга" на сцене петербургского ТЮЗа "Компания Финци Паска" сыграла спектакль Bianco su Bianco ("Белое на белом").
"Донку" Паска создал в 2010 году по приглашению генерального директора Международного театрального фестиваля имени Чехова Валерия Шадрина. В Мариинском театре Финци Паска поставил оперу "Аида" и "Реквием" Верди. А еще Паска - постановщик церемоний закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014) и открытия там же Паралимпийских игр (2014).
Андрей Могучий рассказал, что Даниэле родился в швейцарском городе Лугано в семье фотографов. В 19 лет уехал в Индию, участвовал в волонтерской программе помощи неизлечимо больным людям.- Что меня привлекает в Даниэле? Очень открытый, обаятельный и искренний человек. Большая редкость в наше время. И такие же его спектакли. С ним очень легко, - сказал Могучий. - Вспоминаю международный культурный форум 2015 года и "круглый стол", который проходил в БДТ. О месте театре в современном мире. Многие говорили о том, что театр должен будоражить, взрывать, провоцировать. А потом Даниэле Паска рассказал историю. Лет 20 назад его попросили сделать в Африке спектакль для детей, потерявших родителей во время войны. Их нужно было попытаться вылечить. И эта терапевтическая цель, которую ставит себе Паска, для меня показалась чрезвычайно важной. Театр лечит людей, помогает им примириться со страданием. На мой взгляд, режиссеры и художники, которые сейчас работают в БДТ, придерживаются такой же позиции.
Гость говорил на итальянском языке. "Мы себя считаем в Швейцарии итальянцами. Итальяноязычный кантон страны", - пояснил он. Сообщил, что в России перевели его книгу "Театр ласки", теперь ищут издателя. Это история создания его знаменитой труппы.
Спрашивали не только о постановке, которую привезли в Петербург, но и о работе режиссера в России и других странах, о ближайших планах. И даже о том, почему в юности Даниэле отказался служить в армии, за что был осужден. "Устроил себе небольшие каникулы в тюрьме. Я пацифист. Это был хороший опыт, появилось время, чтобы задать себе вопросы, которые в суете жизни не задаешь, подумать о справедливости, отречении от чего-то", - вспоминает режиссер.
Как родилось шоу La Verità? Несколько лет назад один фонд, поддерживающий искусство, нашел занавес, который расписал в 40-е годы в Нью-Йорке Сальвадор Дали - к балету "Безумный Тристан" в Metropolitan Opera. Много лет он пролежал в ящике. Его отреставрировали. Чтобы дать жизнь этому занавесу, не помещать в музей, его предложили посмотреть театру Паски. Произошло это в Рождество. Поэтому Даниэле считает его рождественским подарком. Сейчас занавес находится на реставрации, и петербуржцы увидят его копию.
- Этот спектакль - размышление о театре, о том, что такое истина в искусстве, - рассказал режиссер. - Мы глубоко изучили творчество Дали и периодически во время спектакля рассуждаем в легкой манере на тему того, что он нарисовал.
Пишут, что La Verità - "масштабное произведение искусства, соединяющее цирк, театр, танец, живопись, музыку и пение", "не просто спектакль, не просто цирк или театр, это все вместе, завораживающая акробатическая вселенная, где говорят о самом важном". Почему его покажут не на арене цирка или, скажем, на сцене ТЮЗа?
- Здесь личные отношения с художественным руководителем Большого драматического театра, - признался Паска. - Мне кажется, что сегодня неправильно делить искусство на чисто театральное или чисто цирковое, на театр классический или танец современный… Главное, чтобы были люди, было такое движение в каждой труппе, чтобы иметь возможность делиться определенными историями, лечить ими, создавая что-то самим и приглашая другие, близкие по духу театры. Я не занимаюсь цирком в чистом виде, я работаю немного в восточном направлении театра, где движение имеет огромную роль, и считаю, что каждый актер должен быть очень натренирован, подготовлен физически.
Так же считает Андрей Могучий (вспомним его "Формальный театр", театрально-цирковое представление "Кракатук"):
- Жанровые границы сегодня стираются, расширяются, синтезируются. Важно совпасть с человеком, которого ты приглашаешь в театр. Любым языком, способом можно говорить с миром. Для Большого драматического театра La Verità мне кажется совершенно уместным спектаклем.
Спектаклю 5 лет. Как свидетельствует статистика, его показали в 56 городах мира, в России он впервые. Во время турне, говорит режиссер, постановку до сих пор шлифуют, подчищают, делают более легкой. Репетируют минимум 20 часов в неделю.
Спектакль La Verità сыграют только в Петербурге, 11 раз, на английском языке, будут русские субтитры. 16 и 17 января показы на итальянском языке. Специально для России актеры выучили несколько русских фраз и включат их в шоу. Предназначено оно, к слову, для зрителей всех возрастов.
Что касается дальнейшего сотрудничества швейцарского режиссера с БДТ, то Андрей Могучий сообщил, что пригласил коллегу поставить спектакль. Кроме того, в 2019 году легендарный театр будет отмечать столетие, и тут опыт известного постановщика церемоний, конечно же, пригодится.