11.01.2018 16:20
Культура

Петербуржцы увидят спектакль постановщика закрытия Олимпиады в Сочи

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
С 13 по 21 января на сцене БДТ имени Товстоногова пройдут гастроли швейцарской "Компании Финци Паска". Автор и постановщик спектакля La Verità ("Истина") - известный режиссер Даниэле Финци Паска.
Читать на сайте RG.RU
Фотогалерея: Петербуржцы увидят спектакль La Verità ("Истина")

На пресс-конференции объявили, что именно сегодня у Даниэле день рождения, с чем его и поздравили, а художественный руководитель БДТ Андрей Могучий вручил коллеге роскошный букет роз.

Даниэле Финци Паска - режиссер, драматург, хореограф, основатель TEATRO SUNIL, постановщик Цирка Дю Солей и Цирка Элуаз. В Петербурге показывали его цирковое шоу Corteo (был большой гастрольный тур по России) и спектакль "Донка" ("Послание Чехову"). В 2017 году на XVIII Международном театральном фестивале "Радуга" на сцене петербургского ТЮЗа "Компания Финци Паска" сыграла спектакль Bianco su Bianco ("Белое на белом").

Актриса Ольга Антонова отметила юбилей ролью жены Льва Толстого

"Донку" Паска создал в 2010 году по приглашению генерального директора Международного театрального фестиваля имени Чехова Валерия Шадрина. В Мариинском театре Финци Паска поставил оперу "Аида" и "Реквием" Верди. А еще Паска - постановщик церемоний закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014) и открытия там же Паралимпийских игр (2014).

Андрей Могучий рассказал, что Даниэле родился в швейцарском городе Лугано в семье фотографов. В 19 лет уехал в Индию, участвовал в волонтерской программе помощи неизлечимо больным людям.- Что меня привлекает в Даниэле? Очень открытый, обаятельный и искренний человек. Большая редкость в наше время. И такие же его спектакли. С ним очень легко, - сказал Могучий. - Вспоминаю международный культурный форум 2015 года и "круглый стол", который проходил в БДТ. О месте театре в современном мире. Многие говорили о том, что театр должен будоражить, взрывать, провоцировать. А потом Даниэле Паска рассказал историю. Лет 20 назад его попросили сделать в Африке спектакль для детей, потерявших родителей во время войны. Их нужно было попытаться вылечить. И эта терапевтическая цель, которую ставит себе Паска, для меня показалась чрезвычайно важной. Театр лечит людей, помогает им примириться со страданием. На мой взгляд, режиссеры и художники, которые сейчас работают в БДТ, придерживаются такой же позиции.

Гость говорил на итальянском языке. "Мы себя считаем в Швейцарии итальянцами. Итальяноязычный кантон страны", - пояснил он. Сообщил, что в России перевели его книгу "Театр ласки", теперь ищут  издателя. Это история создания его знаменитой труппы.

Спрашивали не только о постановке, которую привезли в Петербург, но и о работе режиссера в России и других странах, о ближайших планах. И даже о том, почему в юности Даниэле отказался служить в армии, за что был осужден. "Устроил себе небольшие каникулы в тюрьме. Я пацифист. Это был хороший опыт, появилось время, чтобы задать себе вопросы, которые в суете жизни не задаешь, подумать о справедливости, отречении от чего-то", - вспоминает режиссер.

В Архангельске увидели Анну Каренину глазами норвежской актрисы

Как родилось шоу La Verità? Несколько лет назад один фонд, поддерживающий искусство, нашел занавес, который расписал в 40-е годы в Нью-Йорке Сальвадор Дали - к балету "Безумный Тристан" в Metropolitan Opera. Много лет он пролежал в ящике. Его отреставрировали. Чтобы дать жизнь этому занавесу, не помещать в музей, его предложили посмотреть театру Паски. Произошло это в Рождество. Поэтому Даниэле считает его рождественским подарком. Сейчас занавес находится на реставрации, и петербуржцы увидят его копию.

- Этот спектакль - размышление о театре, о том, что такое истина в искусстве, - рассказал режиссер. - Мы глубоко изучили творчество Дали и периодически во время спектакля рассуждаем в легкой манере на тему того, что он нарисовал.

Пишут, что La Verità - "масштабное произведение искусства, соединяющее цирк, театр, танец, живопись, музыку и пение", "не просто спектакль, не просто цирк или театр, это все вместе, завораживающая акробатическая вселенная, где говорят о самом важном". Почему его покажут не на арене цирка или, скажем, на сцене ТЮЗа?

- Здесь личные отношения с художественным руководителем Большого драматического театра, - признался Паска. - Мне кажется, что сегодня неправильно делить искусство на чисто театральное или чисто цирковое, на театр классический или танец современный… Главное, чтобы были люди, было такое движение в каждой труппе, чтобы иметь возможность делиться определенными историями, лечить ими, создавая что-то самим и приглашая другие, близкие по духу театры. Я не занимаюсь цирком в чистом виде, я работаю немного в восточном направлении театра, где движение имеет огромную роль, и считаю, что каждый актер должен быть очень натренирован, подготовлен физически.

Так же считает Андрей Могучий (вспомним его "Формальный театр", театрально-цирковое представление "Кракатук"):

В Петербурге поставили "Казанову" с Мигицко в главной роли

- Жанровые границы сегодня стираются, расширяются, синтезируются. Важно совпасть с человеком, которого ты приглашаешь в театр. Любым языком, способом можно говорить с миром. Для Большого драматического театра La Verità мне кажется совершенно уместным спектаклем.

Спектаклю 5 лет. Как свидетельствует статистика, его показали в 56 городах мира, в России он впервые. Во время турне, говорит режиссер, постановку до сих пор шлифуют, подчищают, делают более легкой. Репетируют минимум 20 часов в неделю.

Спектакль La Verità сыграют только в Петербурге, 11 раз, на английском языке, будут русские субтитры. 16 и 17 января показы на итальянском языке. Специально для России актеры выучили несколько русских фраз и включат их в шоу. Предназначено оно, к слову, для зрителей всех возрастов.

Что касается дальнейшего сотрудничества швейцарского режиссера с БДТ, то Андрей Могучий сообщил, что пригласил коллегу поставить спектакль. Кроме того, в 2019 году легендарный театр будет отмечать столетие, и тут опыт известного постановщика церемоний, конечно же, пригодится.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад