На летном поле аэродрома Курск-Восточный "новичков" видно сразу: Су-30СМ в голубом камуфляже гордо подняли высокие кабины, сверкающие новеньким пластиком фонарей. Рядом стоят серые и обветренные МиГ-29СМТ - прежняя техника авиаполка. Оба типа самолетов успешно прошли боевое крещение в небе Сирии. Су-30 имеют бельший радиус боевого применения, но и МиГ-29СМТ благодаря дополнительным бакам и системе дозаправки в воздухе значительно расширил свои возможности.
Курский аэродром двойного назначения: с одной стороны военный, с другой гражданский, взлетно-посадочная полоса общая. На гражданской половине затишье, самолеты туда приходят пару раз в неделю. Зато на военной жизнь кипит - подготовленные к полету истребители один за другим выруливают на старт и с ревом уходят в небо.
- Су-30СМ - более сложный в обслуживании самолет: появились новые системы, не так просто подобраться к некоторым узлам и агрегатам, да и по размерам он больше. Но наши техники прошли обучение и справляются. Временные нормативы на подготовку к полету МиГ-29СМТ и Су-30СМ одинаковые, - рассказал инженер эскадрильи капитан Николай Донцов.
За полтора часа техникам необходимо проверить качество топлива и заправить им истребитель (у Су-30 горловина спрятана в нише передней стойки шасси), закачать на борт другие необходимые в полете жидкости и газы, зарядить аккумуляторы, проверить состояние всех агрегатов и систем, при необходимости подвесить под крылья оружие. Когда инженеры заканчивают работу, к самолетам приходят летчики и еще раз осматривают самолет. Затем пилоты забираются в кабины, запускают двигатели и выруливают на старт. На прощание техник дотрагивается до крыла своего самолета и остается на земле ждать его возвращения.
- Су-30 комфортабельнее: просторная кабина, лучше обзор, есть подогрев сидений, хорошо организовано отопление - а то в МиГ-29 голове жарко, а ноги мерзнут. Ему бы еще двигатели помощнее, как у Су-35, - рассказали пилоты новых машин.
Их коллеги, летающие на МиГах, не согласны:
- Ну и что, что ноги мерзнут - можно одеться потеплее. Зато истребитель прост и легок в управлении, очень надежен и благодаря хорошей тяге отлично маневрирует на больших скоростях, - рассказал летчик МиГ-29. В целях безопасности пилотам запрещено называть свои имена и показывать лица. С журналистами они общаются, опустив тонированные забрала шлемов.
В полку проводят спарринги между МиГами и Су, но побеждают в них не самолеты, а мастерство летчиков. И, каким бы замечательным не был МиГ-29СМТ, до конца 2018 года все курские летчики пересядут в Су-30СМ. У этого самолета больший боевой радиус, он может применять любое высокоточное оружие. МиГи же передадут в другие подразделения ВКС России: СМТ - новейшая модификация истребителя, списывать ее рановато.
А тренировка завершилась победой сил добра: истребители благополучно поднялись в воздух, уклонились от вражеских ракет и в воздушном бою условно посбивали самолеты неприятеля. Если послушать летчиков, то это очень просто:
- Поднимаешься над облаками, находишь цель. Когда приближаешься на дальность применения оружия, приятный женский голос говорит: "Пуск ракет разрешаю".