Все в казну
Параметры областной казны в принятых законах кардинально отличаются от региона к региону: объемы доходов и расходов в одном субъекте в разы превышают такие же показатели в другом. Однако тенденции, формирующие главные финансовые документы, схожи. Так, львиную долю доходов всех региональных бюджетов сегодня приносят налоги на прибыль организаций и НДФЛ. Тенденция выравнивания их долей в общем объеме поступлений в казну, о которой аналитики говорили в последние годы, не изменилась. Кроме того, и чиновники, и депутаты, рассматривая сверстанные законопроекты, отмечали: рост ключевых показателей, несмотря на разговоры о непростой экономической ситуации, все же остается вполне прогнозируемым. Результат - оптимистичные параметры бюджетов, которые аналитики уже сравнивают с "докризисными".
Так, рост доходной части бюджета Белгородской области от первого чтения ко второму составил почти 7,8 миллиарда рублей. Начальник бюджетного управления профильного департамента региона Роман Шевченко отметил, что примерно 1,4 миллиарда рублей из этой суммы - поступления от крупнейших налогоплательщиков региона.
- Позитивные ожидания от планирования бюджета оправдываются, - отметил на заседании облдумы начальник департамента финансов и бюджетной политики региона Владимир Боровик. - Более того, ситуация складывается лучше прогнозной, несмотря на весь "антураж".
Чиновник отметил, что на исполнение бюджета он и коллеги смотрят вполне реалистически, все готовы к переменам, ведь главный финансовый документ предполагает, что ресурсов для "маневрирования финансами" у белгородского правительства хватит.
Однако, как и раньше, в регионах стремятся к тесному сотрудничеству с федеральным центром: получить субсидии - а, как правило, эти средства идут на развитие экономики, а значит, и потенциальный рост уже собственных доходов - стремятся в каждом субъекте. Так, белгородский бюджет вырос благодаря дополнительным субсидиям на 6,5 миллиарда.
В Воронежской области, где, к слову, традиционно самый большой бюджет в Черноземье, а теперь и самый объемный профицит, федеральные поступления составляют более 23 процентов доходной части казны, а в Курской ежегодно стремятся получить 6-7 миллиардов, и это, по словам губернатора Александра Михайлова, удается благодаря "строгой финансовой дисциплине". Орловская область приняла бюджет с профицитом тоже благодаря федеральной помощи, и хоть превышение доходов над расходами незначительно, в регионе это считают знаковым событием.
Строгие требования к бюджетам регионов накануне рассмотрения законопроектов заставили региональные власти задуматься о необходимости ряда льгот и некоторых социальных выплат, а также "навести порядок" в налоговой базе. Так, в Белгородской области решили "простить" неуплаченные транспортные налоги на те авто, которыми никто не пользуется, а также отменить льготы корпоративным детсадам. Владимир Боровик отметил, что все это "вводит в заблуждение" тех, кто изучает налоговую базу субъекта.
В Липецкой области, корректируя налоговую политику, решили сохранить льготы на движимое имущество предприятий и организаций, по сути, отказавшись от 1,2 миллиарда рублей в доходы бюджета. Заместитель главы администрации области Вячеслав Щеглеватых подчеркнул, что это решение, скорее всего, региону будет выгоднее, нежели отказ от преференций.
- Льгота поможет предприятиям и организациям всех форм собственности дополнительно направить на свое развитие 1,2 миллиарда рублей, - отметил он. - Это позволит сохранить благоприятный инвестиционный климат в области.
Так или иначе, принятые параметры бюджетов эксперты назвали позитивными. Однако внимание большинства, как и прежде, приковано не столько к доходной, сколько к расходной части законов.
Дороги, бизнес и зарплата
Первое, о чем говорили на презентациях каждого финансового документа, - это рост зарплат, которого требуют майские указы президента РФ. Так, в Белгородской области средний показатель должен увеличиться до 26,850 тысячи рублей, в Орловской - до 22,4 тысячи.
В Липецком облсовете заявили, что Фонд оплаты труда бюджетников составит 22 миллиарда, правда консолидированного бюджета, и назвали некоторые прогнозы по зарплате для отдельных работников: врачи в среднем будут получать по 54 тысячи рублей, около 27 тысяч - воспитатели детских садов, средний и младший медперсонал.
- На социальную сферу идет 65 процентов всего бюджета, - отметил председатель облсовета Павел Путилин. - Мы не только сохранили все действующие льготы, но и приняли дополнительные меры поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, семей с детьми.
Например, тем липчанам, кто пользуется гемодиализом, будут выплачивать 25 тысяч рублей на транспортные расходы, а затраты на капремонт жилья ветеранов и блокадников решено компенсировать. До 605 рублей вырастет пособие на ребенка для студенческих семей.
Отдельная тема - поддержка обманутых дольщиков, на которую в окончательном варианте закона о бюджете Липецкой области выделено 78 миллионов рублей.
- Эти средства направят на то, чтобы сдать в эксплуатацию дома, с возведением которых не справились недобросовестные застройщики, - пояснил Павел Путилин. - Пусть не за один год, но из сложной ситуации мы выйдем. А впредь липчанам следует быть осторожнее с выбором застройщиков.
"Особые" статьи социальных расходов есть в каждом регионе. Так, в Белгородской области 32 миллиона рублей дополнительно выделили на приобретение жилья для сирот, в Воронежской в 1,4 раза выросли расходы на "формирование доступной среды" - это более 34,5 миллиона рублей, свыше 690 миллионов - на жилье для молодых семей и поддержку ипотечных заемщиков. Помимо этого, почти 0,5 миллиарда заложено на реализацию экологических программ, в том числе сохранение неохотничьих видов животных и развитие особо охраняемых территорий.
Расходы на ЖКХ, дороги и прочую инфраструктуру, которые эксперты называют важным фактором как для развития экономики, так и сохранения социальной стабильности, в ряде регионов также значительно выросла. Например, в Белгородской и Воронежской областях, где объем дорожного фонда составит 14 и 8 миллиардов рублей соответственно, уже заявили о масштабных планах по совершенствованию транспортной инфраструктуры. Примечательно, что приличные суммы уйдут в качестве межбюджетных трансфертов муниципалитетам, как, к примеру, в Курской области, где больше миллиарда намерены перечислить муниципалитету.
- На выкуп школы на улице Дериглазова - 400 миллионов рублей, свыше 50 миллионов - на открытие детского творческого центра в "Звездном", 240 - на дороги, - перечислил председатель облдумы Николай Жеребилов. - Достанется и Железногорску - порядка пяти миллионов, Курчатову - 37, Льгову - 18, Щиграм - 15 миллионов рублей.
Везде заложили средства на реализацию программ по благоустройству - с расчетом на федеральное софинансирование. Любопытно, что именно это направление в ряде субъектов назвали не столько социальным: по мнению чиновников, благоустроенные города смогут соперничать со столицами по качеству жизни, а значит, станут притягивать молодых и перспективных специалистов из мегаполисов, что, в свою очередь, позитивно скажется на развитии экономики.
То же самое говорят о поддержке фермерских хозяйств, а также малого предпринимательства, расходы на которые где-то выросли незначительно, а где-то - в разы. Яркий пример - Воронежская область: рост с 20 почти до 110 миллионов.
Снижают планку
Важный показатель для регионов - государственный долг. Самый высокий в Черноземье он у Белгородской области, однако, как подчеркивают эксперты, сумма в этом случае вовсе не отражает ситуацию с закредитованностью субъекта. Большее значение имеет соотношение долга с объемом собственных доходов - первый не должен превышать второй, а также структура долговых обязательств. Как правило, государственные гарантии - по сути, поручительство региона перед банком за инвесторов-заемщиков - в самих субъектах и долгом-то не считают, ведь отдавать деньги чаще всего не приходится. Однако, по данным минфина на 1 декабря минувшего года, госгарантии в структуре долговых обязательств были лишь у Липецкой и Белгородской областей. В последней, к слову, пока не пришлось платить из бюджета кредитным организациям ни копейки: эксперты объясняют это грамотным выбором инвесторов, за которых, собственно, и поручается регион. Так, здесь, к примеру, поддержали тепличные и молочные хозяйства, а теперь пополняют региональный Фонд поддержки малого предпринимательства, который, в свою очередь, работает в основном для бизнеса на селе.
Даже в тех областях, где ситуация далека от критической, стараются постепенно снижать как сам госдолг, так и затраты на его обслуживание. Так, в Липецкой области миллиард рублей из дополнительных доходов направляют на погашение заимствований в коммерческих банках. Это приносит в бюджет более 200 миллионов рублей. В расходной части казны эти средства уже распределены и пойдут на самые разные нужды - от лекарств для льготников до ремонта очистных сооружений в районном центре.
В основном сокращение госдолга идет благодаря замещению дорогих коммерческих кредитов бюджетными, что позволяет существенно сэкономить. Так, в Орловской области, где, к слову, заимствования в коммерческих банках превышают бюджетные, пытаются взять деньги под более низкий процент, чтобы опять же не переплачивать за обслуживание собственных обязательств хотя бы несколько десятков миллионов рублей. Во всех регионах уверены, что объемы госдолга будут неуклонно снижаться.