Зал, где полуобнаженная Мэрилин Монро на снимках то "спит", то игриво поглядывает на молодого фотографа, даже целомудренно отделен гардиной от основной выставки в Центре братьев Люмьер. По словам Киркланда, Мэрилин пыталась во время фотосессии переступить грань, отделяющую модель от просто женщины, но молодой фотограф не поддался и продолжил снимать. И создал в 61-м самую, наверное, знаменитую и самую нежную по цвету и настроению серию кинозвезды.
...А на выставке за гардиной бурлит водоворот голливудской жизни, в который Дуглас Киркланд попал на рубеже 60-х. На первых порах ему помогали молодость и обаяние, позволившие начинающему фотографу журнала Look уговорить на съемку, например, Элизабет Тейлор. Так появилась его первая обложка: актриса выглядит нежной, но твердой, со скрещенными на груди руками. А рядом другие обложки - с Бертоном и Ленноном, с Чаплиным и Лорен, Коннери и Николсоном...
Почти 60 лет Дуглас Киркланд работает приглашенным фотографом на съемочных площадках крупнейших американских кинокартин - в статусе "любимого фотографа Голливуда". Он хорошо усвоил главный принцип работы фотографа на съемках: быть незаметным, не мешать ни операторам, ни звукозаписи, ни актерам, и делать - с далекого заднего плана, "из под камеры", объективом-телевиком, или с руки, на ходу - свои, такие узнаваемые, снимки: Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер на съемках "Романа с камнем" - свободные, легкие, смеющиеся, из фото прямо-таки брызжет южное солнце. Юл Бриннер в черно-белом кадре схватил "Безумную из Шайо" Кэтрин Хепберн за локти и вот-вот потащит ее по венецианской площади, Мерил Стрип, переглядывающаяся с лежащими рядом партнерами - Кевином Клайном и Питером Макниколом - по "Выбору Софи"...
На выставке странным образом начинаешь видеть в звездах просто людей - либо за трудной работой, либо отдыхающих от нее за кулисами: читающих, праздно болтающих, задумчивых. И замечать, на крупном плане, как, например, спецодежда ДиКаприо - сюртук великого Гэтсби - режет шею актера. Как холодно тому же ДиКаприо и Кейт Уинслет во всем мокром слушать объяснения торчащего вместе с ними в воде режиссера Кэмерона. Вот молодой режиссер Полански, отчаявшись чего-то добиться от актеров-пиратов, сам скачет вместе с ними по палубе парусника. А вот Киркланд подобрался уже совсем близко - и на донельзя крупном плане на щеках Джуди Гарленд видны слезы: по словам фотографа, актриса заплакала, не сумев ответить на его вопрос - не трудно ли быть звездой.
Ничем не уступают по качеству репортажным кадрам со съемок (тем более что многие фото на выставке, особенно относящиеся к 60-70 годам, имеют уже больше историческую, нежели художественную ценность) студийные работы - портреты Киркланда: идеально - композиционно, по цвету и психологически - выстроенные. "Мне всегда удавалось наладить личный контакт с людьми, которых я снимаю", говорит фотограф. Вместе с российским фотомастером Александром Тягны-Рядно останавливаемся у портрета молодой Сьюзен Сарандон: цветной снимок в две краски, руки в ярко-синих рукавах платья практически закрывают лицо, центр фото - огромные карие глаза в цвет копне волос. Строгость, минимализм, энергетика. Рядом Дастин Хоффман периода "Человека дождя", жесткий, с колючим взглядом, совершенно не похожий на аутиста, изображает руками формат кадра.
50 лет назад время текло медленнее, и звезды позволяли фотографу находиться рядом с собой неделями - столько Дуглас Киркланд и работал в 62-м подле Коко Шанель. Черно-белый репортаж на "узкую" репортерскую камеру не дает разглядеть мелкие детали, но дает суть, показывая сухощавую молодую женщину, которая и в свои 79 работает за семерых: что-то пришивает, поправляет, провожает моделей на подиум...
Киркланд, меж тем, продолжает снимать. Совсем недавно ему исполнилось 83.