Наиболее заметными новациями закона стало очередное признание России "страной-агрессором", а Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) - "оккупированными территориями". Также депутаты вывели из оборота термин "антитеррористическая операция" (АТО) и передали всю ответственность за происходящее на Донбассе армии, отставив на второй план Службу безопасности Украины и МВД с входящей в его состав Нацгвардией. С одной стороны, это признание очевидного: Украина на Донбассе ведет полноценную войсковую, а не полицейскую операцию. С другой, передача всех командных функций, в том числе в гражданско-административной сфере, от полицейских военным позволяет президенту Петру Порошенко снизить влияние министра внутренних дел Арсена Авакова на ситуацию в регионе.
Передача всей полноты власти в контролируемых Украиной районах Донецкой и Луганской областей военным означает фактическое объявление в регионе военного положения, и, как следствие, значительное ограничение прав и свобод живущих там граждан Украины. Например, комендатура сможет проводить обыски транспортных средств и жилищ без судебной санкции, а в перспективе - арестовывать и реквизировать имущество на "нужды обороны". Также закон развязывает руки прокурорам, деятельность которых в части ведения оперативных действий - прослушивания телефонов, допросов и прочего - освобождена от любого контроля. Все это в законе называется "особым порядком обеспечения прав местного населения", который будет действовать "согласно существующим возможностям". О том, что деятельность военных и спецслужб на территории Донбасса выйдет из-под контроля и в перспективе чревато преступлениями против гражданского населения, уже заявили в офисе украинского омбудсмена.
За закон проголосовали 280 депутатов Рады, не приняли участие в голосовании только представители "Оппозиционного блока". Причем перед голосованием часть депутатов из не входящих в коалицию фракций - "Батькивщина" и "Самопомощь" - предлагали его отложить, поскольку так и не смогли ознакомиться с текстом принятых поправок. Напомним, что всего к законопроекту было подано около 700 замечаний, из которых были учтены и внесены в документ только восемь, которые в итоге были зачитаны с трибуны. Причем у закона в предложенной редакции нашлись и принципиальные противники. Например, вице-спикер Рады, прошедшая в парламент от "Самопомощи", Оксана Сыроед, заявила, что этот непродуманный и конъюнктурный документ "приближает уголовную ответственность президента и секретаря Совбеза".
Украинские эксперты накануне принятия закона пришли к общему мнению, что закон нужен Порошенко в первую очередь для отвода глаз от скандалов, связанных с его именем, а также для максимального затягивания процесса имплементации политической части Минских соглашений. Не случайно Порошенко в "Фейсбуке" приветствовал решение Рады. Глава ДНР Александр Захарченко, в свою очередь, прокомментировал "реинтеграцию" по-киевски: "Этот закон позволит развязать руки украинской военщине. И все, что они раньше не могли делать, теперь смогут делать на "законных" основаниях. Это полностью нарушает Минские договоренности. Украина собралась воевать и создает для этого юридическую платформу", - говорится в заявлении Захарченко, которое опубликовало Донецкое агентство новостей.
Верховная рада похоронила Минские соглашения, прокомментировала решение председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. "Это закон не о мире и не о реинтеграции Донбасса, это закон о войне", - считает сенатор. В Киеве не сделали ни шагу в сторону выполнения Минска-2, не стали прописывать в законе меры, ведущие к началу переговоров, мирного процесса, политического решения внутриукраинского кризиса. Принимая этот документ, киевские власти по форме выполнили требования стран - гарантов Минских соглашений, но по сути сделали ровно обратное, добавила она.
"Этот закон говорит о том, что Киев продолжает делать ставку на попытку вооруженным способом вернуть Донецк и Луганск", - отметила глава Совфеда. По ее мнению, "это глубочайшая ошибка, это дорога, которая ведет в никуда". Ведь история вооруженных конфликтов показывает, что решение у них одно - "диалог, каким бы трудным он ни был".
В Москве до последнего надеялись, что "власти Украины опомнятся и примут закон, в котором дадут большую степень автономии, в котором пропишут нормы, обозначенные в Минских соглашениях, в дорожной карте". "Но этот закон похоронил Минские соглашение, - констатировала Матвиенко. - Он создал условия для безответственного бесконтрольного использования вооруженных сил, применения оружия".
Подготовила Галина Мисливская