22.01.2018 23:16
Культура

Режиссер Олеся Фокина показала фильм о Геннадии Шпаликове

Режиссер Олеся Фокина показала фильм о Геннадии Шпаликове
Текст:  Сергей Куксин Елена Яковлева
Российская газета - Столичный выпуск: №13 (7476)
Старые фотографии Геннадия Шпаликова, развешенные на прищепках на пароходной веревке, бесконечно листает ветер и наше неустойчивое, как ручная кинокамера, зрительское внимание - так вчера в "РГ" прошла премьера фильма известного режиссера Олеси Фокиной "Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека", недавно объявленного номинантом национальной российской кинопремии "Золотой орел" как лучшее неигровое кино.
Читать на сайте RG.RU

Судьба Геннадия Шпаликова - загадка и упрек нам. Успех и счастье, перемешанные в его судьбе быстро и круто ("Шпаликов, он был как-то особенно сияющ, солнце отражалось и в глазах, и в пуговицах", - скажет о герое Бэлла Ахмадулина) за какие-то полтора десятка лет начинают сходить на нет, упираться в обратное, прямо противоположное - административное равнодушие, отказы, неудачи, долги, одиночество, потерянность. И кончаются худшим, что может быть с человеком, - самоубийством.

Так откуда взялся в этом "человеке из ниоткуда", коих всегда много в нащупавших гуманность обществах с высокой вертикальной мобильностью, его дар? И почему он не стал его спасательным кругом?

Тонко перебирая слова и события в судьбе этого "красивого человека", режиссер найдет ответ на эти вопросы.

Таких лиц сегодня нет. Их нет, потому что между людьми отталкивание идет

Ключ к тому, что на самом деле сделал Шпаликов в русской культуре, лучше всего дает выловленная Олесей Фокиной запись из его дневника. "Конечно, никаких тайн сейчас нет. Хотя в этой нетаинственности кроется тайна".

На экраны вышел фильм "Мешок без дна" Рустама Хамдамова

Тайна самого простого, обычного - дождя за окном, девушки, идущей без зонта, поливальной машины, белого платья - вот, как сказали бы сегодня, "ключевая компетенция" этого художника. Он жил в посттоталитарном времени, когда шла великая перефокусировка человеческого зрения - от обрызганных кровью каменных стен идеологии к гибкому и мягкому счастью обычной жизни. Может быть, он лучше всех взял и удержал этот новый "фокус зрения" в своих стихах и сценариях. "И мимо проезжает эта невозможно зеленая "Волга" - вот оно счастье и смысл. Все незнакомое. Ничего тебе не обещающее. Но не пугающее. И почему-то родное. Потому что все спаяно щедрой дружбой и человеческой солидарностью. Или верой в нее.

Таких лиц сегодня нет, скажет, рассматривая его фотографии, друживший с ним Юлий Файт. "Их нет, потому что между людьми отталкивание идет, - добавит знавший Шпаликова Юрий Норштейн. - Все себя считают сильными зарядами".

Во времена Шпаликова людей заряжала дружба и человеческая солидарность.

"Но в какой-то момент время разлюбило Шпаликова. Оно все больше и больше наливалось ртутью, железом", - скажет о происшедшем сценарист Павел Финн.

И в разлюбившем его времени Шпаликов погиб. Разлюбившим - хоть времени, хоть женщине - не предъявить претензий.

Российский фильм "Движение вверх" обошел по сборам "Аватар"

Разве что вот так, как это делает Олеся Фокина, режиссер документального кино с художественным языком, способный к тонкому сквозному переплетению тем и мотивов, настроений и событий. И переплетение это у нее всегда столь точно, что когда в старые кадры московских домов, церквей, фрагментов памятника Ленину, сплетения троллейбусных проводов вдруг попадает современная, до карнавальности иллюминированная Москва, ты и на нее смотришь с нежностью. Хотя бы потому, что скоро и ей отплывать в чью-то память. "Да, счастливое время было... Счастливых времен не бывает. Счастливыми бывают минуты... Одного счастливого лета может хватить на всю жизнь?" - эти слова, прозвучавшие в фильме на расстоянии 20-40 минут друг от друга, станут целой философией "счастливого времени" и его истрачивания.

Велика Россия, а позвонить некому, напишет Шпаликов в дневнике о разлюбившем его времени незадолго до смерти.

Составлен список самых любимых зрителями фильмов

В самоубийстве, может быть, главное - не причина, а детонатор, спохватятся Юрий Норштейн и Юлий Файт. "Попадись ему в тот момент священник и скажи какое-то слово - совсем простое", - махнув рукой на правило недопустимости сослагательного наклонения, предположит Юрий Норштейн. "Или бандит, потребовавший от него денег, - добавит Юлий Файт. - И он остался бы жив".

Но жизнь в тот момент наглухо забыла, что она тоже великий сценарист.

Прямая речь

Олеся Фокина, кинорежиссер:

- На даче я нашла том стихов, писем, драм и дневников Геннадия Шпаликова, составленный Юлием Файтом. Кто-то запихнул мне на книжную полку эту редкую, малым тиражом изданную книгу, над которой обычно трясутся все, у кого она есть. Как только я открыла ее, мне позвонили и предложили сделать фильм о Геннадии Шпаликове.

Фоторепортаж: Режиссер Олеся Фокина показала фильм о Геннадии Шпаликове
Наше кино