"Разжигай печь", - отвечает кузнец. Но, увидев в моих руках газовую зажигалку, покачал головой. Какой, дескать, ты к лешему Мономах, если у тебя даже кресала с куском кремния нет! Достал свое, аккуратно разложил трут, несколько ударов камня по металлу и вот - можно раздувать огонь. "Прежде чем о мечах говорить, - комментирует, - надо тебе для начала кресало свое заиметь, а то позор просто. Его сегодня и будем ковать".
Но даже с такими эффектами мы будем немножко лукавить. Заготовкой для кресала у нас будет уже готовый кусок железа. А ведь как надо, по уму-то средневековому? Сначала собрать руду, засыпать с углем в печь, восстановить руду. Получалась так называемая губка. Губку проковывали - получали чистое железо. Это железо предстояло науглеродить и превратить в сталь. Делали это тоже с помощью древесного угля в бескислородной атмосфере.
Михаил показывает глиняный горн: "Это точная копия найденного совсем недавно на Куликовом поле. Уникальная находка, относящаяся к X-XII векам. Обычно их ломали, и сохраниться они не могли. А этот засыпало при каком-то пожаре или ином катаклизме, и он сохранился. Мы смогли его точно измерить, изучить и восстановить. Но как точно в те времена получали металл, сказать трудно. Я уже лет 6-7 этим занимаюсь, и результат - посредственный. Как тогда выходили на производственный уровень, я пока не понимаю".
Меха из угольев выдувают жар, заготовка для кресала краснеет, потом бледнеет. Кузнец кладет ее на наковальню и выковывает усик: "Хвостик - начало начал".
Железо было дорогим. Почему найти подкову - к счастью? Да потому, что она железная! Из куска этого случайно найденного драгоценного металла можно было выковать полезную вещь - то же кресало, например. Железо было дорогим, а сталь еще дороже. Чтобы изготовить тот же меч или топор, его надо было сделать либо полностью стальным, что дорого, либо наварить на железо стальное лезвие. При сварке получался рисунок. Экспериментировали. Чем больше различных слоев складывали и перековывали - тем сложнее становился рисунок. Производство долгое, сложное и нестабильного качества. Что ж мы так слюнки по нему сейчас пускаем? В век порошковой металлургии, керамики и прочих достижений цивилизации?
"Михаил, ну зачем нам нужны все эти дамаски и булаты, когда есть прекрасные дешевые легированные стали?" "Для красоты", - честно признается кузнец, срубая лишний металл с заготовки. Зубило, кстати, он сделал из рессоры.
Когда Михаил занялся средневековой металлургией, потребовалась руда. Начал читать исторические источники, искать, где в Рязанской области были залежи железных руд. Так наткнулся на месторождение в Истье. Поехал туда на добычу и совершенно случайно обнаружил заросшее, едва угадываемое каменное сооружение. Посмотрел поближе - оказалась домна петровских времен. Редчайший объект, фактически единственный такого рода во всей Восточной Европе. Пошел в администрацию с идеей восстановить домну. Сначала на него косились, потом вопреки всем отечественным бюрократическим традициям махнули рукой: делай что хочешь! Михаил сотоварищи расчистили место, привели домну в порядок. И теперь раз в два года там проходит фестиваль кузнецов и оружейников.
Михаил вставил в гнездо на наковальне очередное приспособление и гнет на моем кресале усики. "А зачем тебе, собственно, меч, - интересуется, - мечами у нас никто и не воевал". Как так? А что же в фильмах-то показывают?! Михаил говорит, что кино историку смотреть вредно. Во-первых, никакой силушки богатырской не хватит столько железом махать. Рубились волнами: одна шеренга сделает пару ударов, ее сменяет следующая, а та пока дух переводит. А во-вторых, мечи были прерогативой князя и его дружины. Знак власти. Как, допустим, пистолет у командира. А основное оружие - топоры, копья, кистени... Да и попробуй - повоюй мечом против копья. Или топора. "Ну, уж с топором я справлюсь", - я держу в руках одну из реконструкций Михаила - европейский двуручный меч. Кузнец выхватывает из пенька легкий боевой топор и начинает им фланкировать: "Попробуй!" "А я щит возьму!" - "А я тебя кистенем через щит по темечку!"
Нет, кузнец нам не нужен.
Ну и пусть мечом много не навоюешь. Зато - знак власти. Повешу на стену - через него мне уважение от жены случится. Лишь бы не узнала, сколько этот знак стоит. Михаил старается с мечами не связываться - работы много, а соответствующую сумму за изделие не каждый решится отдать. А деньги - от 10 до 100 тысяч и более. Любой ценовой порог великоват для в сущности интерьерного предмета. Проще кузнецу на оградах-воротах всяком декоре заработать. Вот на Западе в этом смысле дела идут повеселее. Михаил рассказывает, как его чешский знакомый Патрик Барта, ведущий оружейник Европы, который мечи английским лордам делает, на один клинок может три месяца работы положить. Соответственно, и цены там от двух тысяч евро начинаются и, похоже, нигде не заканчиваются.
А Михаил рассказывает про свой новый проект: хочет восстановить молот на водяной тяге. Были такие у нас. Когда Петр I объявил, что флоту быть, кузнецы начали кумекать, как изготовить для судов якоря - молотком ведь много не накуешь. Вот и поставили водяное колесо с приводом на тяжелый молот. Проект похлеще домны в Истье. Как к этому отнесутся власти? Ведь это ж на реке сооружение ставить надо...
Готовое, но еще раскаленное кресало Михаил опускает рабочей кромкой в воду - закаляет, стало быть. Вот, теперь не стыдно в Средневековье показаться. А до меча еще долгий путь. Пойду собирать руду что ли.
Средневековая зажигалка
Кресала во множестве находят при раскопках или даже просто случайно. Возможно, это было самым массовым кузнечным изделием тех времен. Обычно они выглядят довольно просто, но встречаются и такие художественные изыски, вроде того, что сковал мне Раткин. В качестве трута Михаил использует жженные без кислорода тряпки (например, сжечь их можно в закрытой банке).
На производство кресала у кузнеца ушел один молоток (сломалась ручка) и час времени.
Фоторепортаж: Корреспондент "РГ" попытался освоить металлургическое производство XII векаВажно
Реконструкторские работы по ряду факторов не подпадают под категорию холодного оружия. А за незаконное изготовление холодного оружия предусмотрена ответственность по статье 223 УК РФ.
Как найти руду
Руду, образно говоря, можно собирать, как грибы. Скажем, лимонит (Fe2O3-3H2O и Fe2O3-H2O) распространен у нас практически повсеместно. Именно конкреции лимонита называют болотным железом, луговым железом и озерным железом.
Образуется оно, как правило, на границе кислородсодержащих и бескислородных слоев самой верхней части земной коры, например, на границе почв и глин. В обводненных низинах - это совсем близко от поверхности. Такая же картина и на заливных лугах или в озерных отложениях. Часто лимонит содержит в себе различные примеси: кремнезем, глинозем, органика, соединения кальция. От них избавлялись промывкой и дроблением руд. Есть и другие примеси, в зависимости от минерального состава первичного месторождения это могут быть титан, молибден, хром. Поэтому и изделия у кузнецов получались очень разные по качеству.
Александр Даценко, геолог 1-й категории
Фоторепортаж: Корреспондент "РГ" попытался освоить металлургическое производство XII века