Геннадий Брониславович, давайте начнем с цифр. В прошлом году белорусская промышленность приросла более чем на 8 процентов. Какова в этом роль белорусско-российской интеграции?
Геннадий Свидерский: Наши предприятия традиционно экспортно ориентированы, основным партнером является Российская Федерация. Это не только экспорт той или иной продукции, но и производственная кооперация предприятий. Так, в 2017 году объем взаимных поставок материалов, комплектующих, полуфабрикатов увеличился почти в 1,5 раза. Примерно на 3 млрд долларов было поставлено с нашей стороны в Россию и более чем на 4 млрд поступило оттуда. Значит, прирост объемов производства отрасли обеспечен за счет взаимных кооперированных поставок. Тем самым подтверждена важность глубокой промышленной кооперации наших стран.
Приведите конкретные примеры такого взаимодействия.
Геннадий Свидерский: Создана компания "СоюзСтанкоИнжиниринг", которая находится в Беларуси, но 51 процент уставного капитала принадлежит россиянам. Таким образом, делаем попытку наиболее полно использовать имеющиеся компетенции, создавать новые станки совместными усилиями разработчиков двух стран. Производство карьерных самосвалов - это компетенция Беларуси, но многие компоненты поступают из России: силовая электроника, тяговые электродвигатели. Получается продукт Союзного государства, который и работает на него. И такие примеры не единичны. Мы устанавливаем российские моторы ЯМЗ на автомобили и сельскохозяйственную технику. А наш холдинг "Автокомпоненты" поставляет комплектующие на КАМАЗ. И когда видим рост продаж там, то растут и поставки автокомпонентов из Беларуси. Определенную роль во всем этом играют тесные деловые контакты с Министерством промышленности и торговли России.
Тем не менее на заседании Совета Министров Союзного государства был поставлен вопрос о сохранении общего машиностроительного потенциала. Чем это вызвано?
Геннадий Свидерский: Несколько лет назад наши страны оказались охвачены кризисными явлениями. Запад ввел санкции против России, и она должна была отреагировать на эти вызовы антикризисной программой с целью импортозамещения, обеспечения технологической независимости. Эти обстоятельства определили приоритеты государственной поддержки предприятий внутри государства, создавая барьеры даже внутри Союзного государства.
Но есть и другая точка зрения: в Союзном государстве нет таможенной границы, налажена промышленная кооперация, и если будем ее сохранять и снимать барьеры, то получим больший эффект. Совместный анализ подтвердил: можно повысить качество и снизить себестоимость продукции за счет максимальной загрузки имеющихся мощностей и сохранения компетенций. Это приведет к эффекту в обеих странах.
В чем он выражается?
Геннадий Свидерский: Возьмем микроэлектронику. Наш "Интеграл" и российские предприятия "Ангстрем", "Микрон" тесно взаимодействуют в производстве компонентной базы для современных радиоэлектронных приборов. В этой сфере успешно реализовано несколько союзных научно-технических программ. В области оптики - космической и специального назначения - в России востребована продукция белорусских предприятий "БелОМО" и "Пеленг". Белорусский металлургический завод недавно запустил мелкосортный стан по производству кругов из конструкционных сталей для автомобильной промышленности. Их покупают не только "Мерседес" и "Фольксваген", но и КАМАЗ.
Однако эти процессы нужно регулировать. Группа высокого уровня приняла важное решение: если одна из стран производит современный продукт, то другой союзной стране не нужно его дублировать с поддержкой государственного бюджета. К примеру, Беларусь выпускает отличный трактор МТЗ, а Россия - трактор "Кировец" с шарнирно-сочлененной рамой. И не нужно пытаться освоить их аналоги. Достаточно расширять кооперацию в производстве этой продукции.
Очевидно, такой подход повысит и наши общие шансы расширить экспорт машиностроительной продукции в третьи страны?
Геннадий Свидерский: На заседании союзного Совмина дано поручение Внешэкономбанку и Банку развития Республики Беларусь поработать над совместной продукцией, которую мы могли бы поставлять в третьи страны. Например, карьерные самосвалы "БЕЛАЗ" востребованы в Зимбабве. Поддержка банков еще более повысит их конкурентоспособность. Или тракторы МТЗ, экспортируемые более чем в 50 стран. В их производстве также велика российская составляющая. Сейчас согласовываем перечни такой продукции, чтобы к национальным механизмам стимулирования экспорта добавить союзный. О первых результатах будем судить по итогам этого полугодия.
Рассматривался также вопрос об упрощении доступа товаров и услуг машиностроительного профиля на рынки Беларуси и России...
Геннадий Свидерский: По понятным причинам хочется создать лучшие условия для отечественного товаропроизводителя. Это вопрос рабочих мест и социальной стабильности. Но есть и интересы Союзного государства, единого рынка. Как обеспечить равную конкуренцию, предположим, для МАЗа и КАМАЗа, "Гомсельмаша" и "Ростсельмаша", выпускающих схожую продукцию? Вопрос упирается в условия государственного субсидирования. Так, белорусские предприятия в прошлом году не смогли включиться в российскую программу поддержки производителей сельскохозяйственной техники, поскольку субсидировалась только "своя" техника. А это 20 процентов стоимости. Условия сложились явно неравные. Но есть и положительные примеры. Мы достигли понимания по субсидиям по газомоторной технике. Белорусские автобусы на газомоторном топливе были допущены к участию в тендере на равных условиях, но лучше стала в итоге и российская техника.
Второй пример - продажа техники в лизинг с частичным субсидированием процентной ставки государством. Сначала такая возможность предоставлялась только отечественным предприятиям. Но нашли способ допустить друг друга к этой льготе, что позволило расширить производственную кооперацию. Думаю, в этом году проблему разрешим и по сельскохозяйственной технике.
Что здесь могут дать формирование и реализация единой структурной промышленной политики Союзного государства? Этот вопрос также рассматривался на заседании союзного Совета Министров.
Геннадий Свидерский: Сохранение производственной кооперации и создание равных условий - основа структурной промышленной политики. Это цель, к которой мы идем. Создана белорусско-российская группа по промышленности, где сообща выявляем, что мешает взаимной торговле, пытаемся это устранить. Но многое выходит за рамки нашей отрасли. Так, стоимость электроэнергии в России - 4 цента, а в Беларуси - 11 центов. Следовательно, чтобы равные условия были в промышленности, нужно создать единый энергетический рынок, то же по газу, нефти. Многие законодательные акты нужно привести в общее правовое поле. Уже сближены условия поддержки из бюджетов наших стран производителей продукции, созданной по кооперации. Этот процесс должен быть продолжен.