Получались куклы разными - милыми, забавными, смешными, красивыми, яркими, нарядными. Но самое главное - каждая была неповторима, придумана и создана в единственном экземпляре.
Кукла за час
Создатели игрушечных человечков собрались на открытый межрегиональный конкурс-выставку мастеров народной тряпичной куклы "Куклодельница". Конкурсу всего три года, но число его поклонников постоянно растет вместе с их мастерством, а куклы становятся все изысканнее. По словам организаторов, в нынешнем году в Чайковский приехали гости не только со всего Прикамья, но и из соседней Удмуртии, а также Башкирии и Татарстана.
- "Куклодельница" стала уже узнаваемой и востребованной, - говорит руководитель Центра ремесел Чайковского районного центра развития культуры Татьяна Юрьева. - Все знают, что в январе мероприятие обязательно состоится, и готовятся заранее.
Без подготовки и продуманного плана участникам пришлось бы непросто. По условиям состязания одно творческое задание они должны выполнить дома - авторскую композицию, объединенную единым сюжетом, или три-пять отдельных работ в конкретной технике. Второй этап - блицконкурс - проходит уже на выставке. За несколько часов мастер должен изготовить тематическую куклу. Тема меняется ежегодно и до срока держится в секрете.
- За сутки до начала конкурса мы объявляем тему, и участники начинают думать, какую сделать куклу и что понадобится для воплощения идеи, - говорит Татьяна Юрьева. - Они могут подобрать ткань, определиться с конструкцией и основой игрушки, ее художественным образом. А уже здесь начинают воплощать свой замысел.
Готовые работы оценивает жюри, причем по результатам двух конкурсов баллы суммируют. Голосование проходит вслепую, и всякое субъективное отношение, таким образом, исключается.
Любовь и все...
Темой нынешнего года стала любовь - чувство, которое объединяет все, а значит, полет фантазии кукольников практически ничем не ограничен. Главная движущая сила кукольного творчества она же. Без любви, считают мастера, невозможно создать ни одну игрушку. А если и возможно, то она не станет живой и притягательной.
- У каждой куклы своя душа, - говорит председатель жюри Татьяна Антонова. - Вначале это просто кусок ткани, но в определенный момент начинаешь понимать, что ты ее уже любишь. Потому бывает очень непросто с куклой расстаться. Если выполняю заказ, то сразу стараюсь дистанцироваться от куклы, чтобы не привязаться к ней, ведь она предназначена для другого человека.
По словам Татьяны Антоновой, все куклодельницы - особенные. Они никогда не подойдут к кукле в плохом настроении. Они мягче, чем те, кто не занимается этим видом творчества. А есть мнение, что и здоровее - подобные занятия улучшают мелкую моторику, влияют на работу мозга, а он, как известно, отвечает за здоровье тела. Уже доказано, что в процессе рукоделия меняется гормональный фон организма. Именно поэтому среди создателей кукол так много женщин, что называется, в возрасте.
- Бисероплетение, вышивка, вязание - все это способствует выработке эндорфина, пробуждающего чувство удовлетворения, - поясняет Татьяна Антонова. - Уже только это способно излечить массу болячек. Тряпичные куклы - главные детские игрушки с незапамятных времен, их создатели связаны с детьми традициями их обучения и передачи опыта на протяжении многих веков. А когда заглядываешь в вечность, то и на собственную жизнь смотришь гораздо оптимистичнее.
Кто эти люди?
Шитье кукол можно освоить в любом возрасте. Тут не требуется ни особого дара, ни дополнительного образования, ни каких-то специальных условий или приспособлений. Лоскутки ткани, обрывки шерсти, нитки, веревочки, палочки, кусочки тесьмы и кружев - в общем, все то, что большинство из нас назовут мусором. Но когда из такого ничего не стоящего материала вдруг возникает удивительно притягательная игрушечная личность, остается только руками развести. Чудо ведь.
Надо заметить, что фантазия, рождение идеи, выбор художественной техники и скорость создания маленьких шедевров не зависят от возраста мастера. А вот опыт, он - да, сын ошибок трудных.
Профессия мастеров-куклоделов тоже особой роли не играет. В клубе около 25 постоянных участников. Среди них не только художники, но и врачи, учителя, школьники, пенсионеры. Есть даже директор магазина. Важна общая образованность. Нужно знать историю культуры, обычаи и традиции своего народа. Кому из сегодняшних продвинутых современников известно, что еще до начала XX века в русских селах для встречи дня весны детям из подручного материала делали птичек-жаворонков? А в удмуртских деревнях особыми игрушками отмечали день первого снега. Взрослые из старых лоскутков и ниток на скорую руку создавали куколок - их ребенок должен был обязательно прокатить на санках по свежевыпавшему снегу.
Кукольник, знающий, как и почему появился такой обычай, сделает совсем другую куклу, чем тот, кто об этом не задумывается. Другую по энергетике, наполненности и тому, что называется "душа".
Главное - вовремя переглядеть
Удивительно, но среди тех, кто играет в куколки, есть и мужчины. Их мало. Да что там мало - в конкурсе участвовал только один. Это Александр Королёв - директор Дома народного творчества Сарапульского района Удмуртии. Куклами увлекся не так давно, лет 13 назад. Очень помогла ему мастерица из соседнего села, которая позже стала и наставницей. По словам Александра, ему повезло - увидел ее работы, переглядел и тоже начал творить.
"Переглядеть" - именно этим словом обозначил Александр Королёв процесс своего обучения. Теперь на подобных конкурсах "переглядывает" уже у других. И здесь нет ничего зазорного, для того и встречаются. Надо же повышать уровень. Поделиться опытом, взять на вооружение что-нибудь полезное - одна из главных целей мероприятия. Творчество ведь только тогда живо, когда развивается.
Даже Татьяна Антонова, единственная в Прикамье обладательница почетного звания "Народный мастер России", по собственному признанию, увидела у нескольких мастериц кое-что новенькое и намерена непременно воплотить это в жизнь. Если не сама, то с помощью своих учеников.
Из старого конфетки не получится
Татьяна Антонова похвалила одну из работ Александра Королёва - забавную козочку, выполненную в сложной технике, с головой и рогами из папье-маше.
- Хорошую куклу видно сразу, к ней тянется рука, - говорит она. - Красота заложена в ней изначально. Если соблюдены пропорции, все сбалансировано по цвету, фактуре, тогда она притягивает, магнитит. Рукодельницам все же надо учиться. И непременно у настоящих мастеров. Если же кукла сделана наспех, то она и выглядит, поверьте, не очень убедительно.
Подобрать нужное сырье непросто. Большинство опытных кукольников не используют бывшие в употреблении ткани, а покупают для нарядов своих будущих красавиц новые. Конечно, продавцы без большого восторга отрезают таким покупателям по 30-50 сантиметров. Но для некоторых кукол и этого много.
Поэтому все мастера были рады комплектам цветных лоскутков и купонам на скидку в магазин швейной техники - их партнеры конкурса дарят каждому участнику независимо от его результата.
А все остальное зависит уже от полета мысли, мастерства и сноровки народных умельцев.