Поставили на счетчик
В начале января жители Орла начали находить в своих почтовых ящиках листовки. По формату и "казенному" стилю печати они похожи на коммунальные извещения. Таким нехитрым способом некая единая служба по учету водоснабжения сообщила горожанам о том, что готова за плату установить и поверить счетчики воды.
Текст не выглядит рекламным. В нем указано, что поверка счетчиков является обязанностью, установленной федеральным законом. И тех, кто от нее откажется, ожидают неминуемые санкции - вплоть до отключения воды. Жильцов просили не покидать квартиры в дневное время - дескать, сотрудники службы могут прийти с метрологической проверкой.
Горожане забеспокоились. В мэрию и водоканал посыпались запросы. Многих возмутил ультимативный тон "извещений". Да и не прогуливать же работу. К тому же начались обещанные поквартирные обходы. Молодые люди представлялись сотрудниками муниципального предприятия. В водоканале заверили, что не имеют к этому отношения.
- В Орле не существует такой муниципальной службы, - прокомментировал ситуацию директор "Орелводоканала" Василий Иванов. - Она не заключала договоров ни с нашим предприятием, ни с управляющими организациями. Судя по всему, это просто вид агрессивного маркетинга.
Действует он не на всех, но пожилые люди могут поддаться. И если визитер представляется сотрудником муниципального предприятия, то ему верят. Магическое воздействие оказывают и ссылки на законы.
- Эти "сотрудники" также рассказывают людям старшего поколения о необходимости замены приборов учета, - продолжает Василий Иванов. - Не стоит реагировать и вступать с ними в переговоры.
По его словам, муниципальный водоканал планирует защитить свою репутацию в компетентных органах. В частности, антимонопольную службу попросили провести проверку. Но первым шагом стало предупреждение, которое разместили на сайте администрации города. Орловцев призвали не доверять псевдомуниципальным работникам.
Озонатор с наценкой
Взрывы бытового газа в последние годы стали делом не редким. Власти решили ужесточить надзор. Еще в 2013 году правительство страны издало постановление № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО)". А в декабре 2016 года вступили в силу поправки в КоАП РФ. Согласно им штраф в одну-две тысячи рублей грозит за уклонение от заключения договора о техобслуживании и ремонте ВДГО.
- Заключить договор можно не только с газораспределительной компанией, - пояснил глава областной жилинспекции Анатолий Гаращенко. - Его можно заключить с любой другой специализированной организацией, которая отвечает требованиям, установленным правилами пользования газом.
Коммерсанты отреагировали на это по-своему: появились сомнительные услуги. Так, в Орле молодые люди ходили по квартирам и предлагали приборы, якобы позволяющие определять утечку газа. Оказалось, что это обычные озонаторы, которые в магазинах продают по тысяче рублей. Торговцы просили за них в десять раз больше.
Неразбериха получилась и с оплатой услуг. Так, постановлением администрации города был введен пункт, предусматривающий плату за техническое диагностирование отработавшего нормативные сроки ВДГО. Некоторые управляющие компании включили ее в счета. Горожане начали жаловаться, не понимая, за что с них требуют плату.
- Никто не знает условий оплаты данной услуги - перечня работ, периодичности их выполнения и так далее, - говорит замглавы отделения "Объединения потребителей России" Рафаил Исламгазин. - К сожалению, найти нормативный акт, который определяет периодичность диагностики ВДГО, не удалось.
Диагностирование предусмотрено упомянутым постановлением № 410, но четких условий нет. Даже судебная практика неоднозначна. На большинство домов нет документации, определяющей срок эксплуатации ВДГО. Методика оценки на федеральном уровне не утверждена. Суды обычно ссылаются на "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов общественных и жилых зданий".
Оно было утверждено в 2000 году приказом Госстроя России для строителей. В нем нормативный срок эксплуатации ВДГО определен в 30 лет. Существует и приказ Ростехнадзора № 613 от 2013 года. Согласно ему, если сведений о сроках эксплуатации ВДГО нет, то решение о диагностировании может принять специализированная организация. Но опять же это не закон, а ведомственный приказ.
- Законодательство не предоставляет газоснабжающим организациям полномочия на диагностику ВДГО, а лицензированных организаций в Орле нет, - продолжает Рафаил Исламгазин. - Поэтому нет договоров на диагностику ВДГО. Несмотря на их отсутствие, некоторые управляющие организации начали требовать плату.
Общественники призвали правоохранительные органы разобраться - нет ли тут мошенничества?
На теневой стороне
В прошлом году в Орле ввели единые квитанции, в которых выставляли счета за свет, отопление и горячую воду. По договоренности компаний изготовление платежек взяли на себя поставщики электроэнергии. Вскоре на оборотной стороне орловцы начали находить рекламу банковских услуг, газовых служб и даже предложения купить готовые теплицы.
Один из горожан пожаловался в антимонопольную службу. Разбираться пришлось специально созданной комиссии, которую возглавил замглавы УФАС Андрей Кирьянов. Предстояло ответить на вопрос: "Является ли информация, размещенная на оборотной стороне платежки, законной?"
Реклама - это информация, распространенная любым способом и направленная на формирование и поддержание интереса к товару и его продвижению на рынке. А перечень информации, которая может содержаться в платежках, утвержден правилами предоставления коммунальных услуг № 354. Он состоит из 11 пунктов. Так, в квитанции разрешено указывать сведения о жильцах, поставщиках ресурсов, тарифах и плате, объемах предоставленных услуг, перерасчете и задолженности, льготах и рассрочке платежей. Про рекламу нет ни слова. Но в энергокомпании именно это считали аргументом в свою пользу. Ее представители заявили: поскольку ни в законе "О рекламе", ни в правилах № 354 нет прямого или косвенного запрета, то рекламу на обороте печатать можно. Однако в УФАС решили, что это не так - надо учитывать мнение жильцов. Подобное условие может быть прописано в договоре на предоставление коммунальных услуг. Если его нет, то информация на обороте незаконна, а реклама признается ненадлежащей.
Энергетики с этим в конце концов согласились. Антимонопольная служба не стала выдавать им предписание, так как нарушение было устранено добровольно. Больше орловцев навязчивой рекламой на платежках не беспокоят.