Свидетельством роста качества московского образования, по мнению Исаака Калины, руководителя департамента образования столицы, является, прежде всего, то, что москвичи больше не ищут для своего ребенка ту единственную элитную школу в городе, которая способна удовлетворить их запросы. Такая школа, подчеркнул он, как минимум одна, есть в каждом микрорайоне. Не случайно 89 процентов родителей отводят детей в первый класс в школу рядом с домом, а 60 процентов - в ту же, куда ребенок ходил в дошкольную группу.
"Это дает возможность сделать вывод, что дети идут в первый класс не по месту официальной регистрации родителей, а по месту их фактического проживания, так как именно 60 процентов москвичей проживают не по тому адресу, где прописаны", - счел нужным заметить мэр. И при этом у них не возникло никаких проблем с устройством ребенка ни в детсад (по словам Исаака Калины, все маленькие москвичи в возрасте с 2,8 лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях), ни в школу - очереди при записи туда в столице давно остались в прошлом.
Все больше москвичей предпочитают, чтобы и их дети-инвалиды тоже ходили в обычные школы и учились вместе со сверстниками. У них тоже нет проблем и с устройством ребенка - большая часть школ уже приспособлена к нуждам маломобильных учеников: их финансирование позволяет им оборудовать классы и здания всем необходимым. В то же время, подчеркнул Собянин, столица развивает и спецшколы. Причем, и в них сегодня уровень обучения такой, что дети на равных со здоровыми ребятами участвуют в международных олимпиадах, сдают ЕГЭ и потом по результатам экзаменов так же наравне со всеми поступают в вузы.
Рост поступления московских выпускников в ведущие столичные вузы - еще один показатель повышения качества образования в городе.
- В Москву едут поступать 10 процентов лучших выпускников всей России, и москвичам приходится конкурировать с ними, - сказал Исаак Калина. - В 2010 году они часто не выдерживали этой конкуренции, и количество поступивших снизилось. Сейчас же их становится год от года больше. Причем, в самые престижные вузы - например, в Сеченовскую медакадемию - число поступающих выросло в 3-4 раза, все больше ребят поступает в МФТИ и другие университеты и институты, требующие хороших знаний точных наук. Так сказалось создание медицинских и инженерных классов в школах Москвы.
Не уступают в знаниях и младшеклассники столицы. Московские четвероклассники, например, заняли первое место в международном мониторинговом исследовании "PIRLS-2016" по читательской грамотности, в котором принимало участие более 200 тысяч учащихся из 50 стран мира. "А какое место заняли США?" - поинтересовался Собянин. "Где-то там...", - ответил Калина.
На дальнейшее повышение качества направлены и два основных новых мегапроекта московского образования - "Московская электронная школа" и "Интеграция всех возможностей города для образования". "У нас сейчас не всегда и поймешь, где дети больше учатся - в школе, во дворцах на дополнительном образовании или музеях, - заметил глава департамента. - Весь город превратился в одну большую образовательную площадку".
Неслучайно в топ-500 лучших школ России вошли 156 школ столицы.