До этого запрет бразильским чиновникам на авиаперелеты повышенной комфортности был установлен Дилмой Руссефф в 2015 году. Право на билеты первого класса было оставлено только за президентом и вице-президентом. Сразу после импичмента Руссефф парламентское большинство при составлении госбюджета на 2017 год отменило и эти правила. Однако, при планировании бюджета на 2018 год неожиданно для всех не просто вернуло старую норму, но и существенно расширило список чиновников, которым полагается более престижное место в авиасалоне.
Так, помимо первых двух лиц государства, предполагалось разрешить летать за госсчет с повышенными удобствами главам обеих палат парламента, президенту федерального верховного суда, руководителю счетной палаты, генеральному прокурору, всем федеральным министрам и старшим военноначальникам. Но последний указ Темера наложил вето на такие привилегии, а желающим повысить класс авиабилета теперь предлагается делать это за собственный счет.
Вместе с тем, как отмечают местные политологи, такой жест президента скорее призван смягчить негативную реакцию общества на разгорающийся новый скандал вокруг чиновников, нежели реально направлен на экономию госсредств. Речь идет о набирающем обороты деле о "дополнительных выплатах" госслужащим всех трех ветвей власти. В особенности раздражение публики вызывает выплата под названием "жилищная помощь", принятая в свое время для оказания финансовой поддержки государственным служащим на жилищные нужды. Ежемесячная сумма такой "помощи" составляет около 4,5 тысячи реалов (примерно 80 тысяч рублей) и с нее не отчисляются налоги.
Под особый огонь критики попали работники судебных органов и сотрудники правоохранительной системы. За последние четыре года только этой категории служащих было выплачено бюджетных денег на сумму около пяти миллиардов реалов (почти триллион рублей по нынешнему курсу). Скандальность этой ситуации придает тот факт, что подавляющее большинство судей и прокуроров, как и других чиновников, продолжают получать эту выплату в течении долгого периода времени, невзирая на то, что располагают собственным жильем в том городе, где они работают.
Интересно, что в отличие от парламентариев, тоже получающих эту добавку к зарплате, служители Фемиды и прокуратуры не обязаны даже отчитываться о том, как были потрачены эти деньги. То есть с них не требуют ни контрактов на аренду жилья, ни договоров, ни даже расписок и чеков. Абсолютным рекордсменом в этом деле был признан судья из города Сан-Паулу, Жозе ди Паула Сантош, на чье имя задекларировано 60 объектов недвижимости, добрая половина из которых - квартиры в самых престижных районах города. При этом зарплата этого судьи составляет астрономическую для подавляющего большинства рядовых бразильцев сумму в 30,5 тысячи реалов (около 534 тысяч рублей). Напомним, что порог минимального размера оплаты труда в Бразилии составляет 954 реала (почти 17 тысяч рублей), а средняя зарплата по стране с населением в 208 миллионов человек - 2,5 тысячи реалов (или 44 тысячи рублей).